Редуктор заднего моста МАЗ
Безусловно, третье поколение МАЗов, базовые модели которого разрабатывались еще в 1980-ых, может считаться одним из наиболее удачных – многие из этих модификаций пользуются спросом, и производятся по сей день. Поэтому, рассказывая про редуктор заднего моста МАЗ, мы будем говорить именно о конструкции тех узлов, что ставятся на МАЗ-5336 и ему подобные, тем более что перечень возможных «носителей» весьма внушителен.
Как и в любом другом автомобиле, задача у нашего «героя» стандартная – принять крутящий момент от кардан-передачи, преобразовать его и передать на полуоси для привода колес. С технической стороны редуктор может показаться в некоторой степени примитивным, так как он одноступенчатый, но именно в этом и заключается причина его надежности, а тех узлов-элементов, что образуют данный агрегат, хватает для решения нескольких задач. Основными же компонентами являются:
- главная пара, состоящая из двух конических шестерен со спиральными зубцами;
- межколесный дифференциал планетарного типа.
Они, а также все вспомогательные детали, кроме фланца для соединения с карданом, установлены в картере, сделанном из ковкого, то есть, относительно пластичного чугуна. При размещении на балке моста правильное положение обеспечивается специальным буртиком на привалочном фланце. Возможность использовать зубчатые колеса разного размера позволяет изменять передаточное число, а значит, при необходимости только этого достаточно, чтобы появилась возможность ставить почти все компоненты на разные модификации.
В сравнении с вариантами, применяемыми на более ранних моделях, конструкция редукторов на серии «5336» претерпела некоторые изменения. Так ведущую конус-шестерню изготавливают единым целым вместе с валом, и при установке используется не консольный способ, но опоры-подшипники – два передних стандартных конических роликовых плюс дополнительно задняя цилиндрическая опора. Такая схема позволила уменьшить габариты агрегата и, само собой, уменьшить нагрузку на каждый подшипник, что увеличило нагрузочную способность. Также при такой компоновке заметно возрастает длительность сохранения регулировок зацепления глав-пары, тем самым, увеличивая срок их службы.
А еще, такое схематическое построение дает возможность сместить конические подшипники ближе к венцу ведущей, и укоротить хвостовик. В результате увеличивается расстояние между фланцами редуктора и коробки, что для короткобазных большегрузов очень важно, ведь так появляется большая вариативность с обустройством кардан-передачи.
Внешние кольца конусовидных роликоподшипников запрессованы в буртик отдельного картера, посаженного на шпильках на основной корпус редуктора. Посадка их на самом валу отличается – у внутреннего она плотная, а у наружного скользящая. Между их посадочными кольцами установлено распорное кольцо и регулировочная шайба, меняя толщину последней, выставляют необходимый преднатяг.
Цилиндрический роликоподшипник помещают в специальную расточку прилива картер-корпуса. Чтобы предотвратить осевые смещения его фиксируют стопор-кольцом, которое в свою очередь размещают в канавке концевика. Если конические подшипники воспринимают, как осевую, так и радиальную нагрузку, то задача у их антагониста восприятие лишь радиальных воздействий.
В узкой части конуса ведущей шестерни нарезана резьба, на более широкой стороне шлицы для установки маслоотражателя и фланца. Все элементы на данном валу подтягиваются корончатой гайкой. Чтобы редуктор в сборе с картером было легче извлекать из полости балки, где он частично расположен, предусмотрены резьбовые отверстия под демонтажные болты. Кстати, если отдельных болтов для выжима нет, можно спокойно использовать те же, что установлены в корпусе – по длине и диаметру они вполне подходят.
Ведомая шестерня приклепывается к правой чашке дифференциала с помощью заклепок с плоскими головками. Чтобы в процессе работы зубчатые колеса не отжимались друг от друга, тем самым, нарушая плотность и правильность зацепления, со стороны торца ведомой в картер ввернут болт-ограничитель. Необходимо помнить, что для правильного его положения, его ввертывают до упора при плотно сжатой глав-паре, а затем дают послабления для образования соответствующего рабочего зазора.
Стандартная практика предусматривает подбор-притирку ведущей-ведомой шестерни, поэтому в случае износа или поломки любой из них самым правильным будет замена обоих!
Еще одной важной составляющей, без которой сегодня сложно представить редуктор заднего моста МАЗ, является дифференциал, устройство, позволяющее организовать неравномерную подачу мощности на борта. Диффер здесь используется тоже конический, включает в себя:
- крестовину;
- пару полуосевых шестерен;
- 4 шестерни-сателлита.
Сателлиты помещаются на цапфы-шипы крестовины, на изготовление которой идет специальная сталь, а поверхность цапф дополнительно обрабатывается до получения определенной степени твердости. Одно из главных условий хорошей работы диффера – абсолютная геометрическая точность комплектующих.
Для плотности посадки и компенсации истирающего воздействия на шипы и внутренние кольца сателлитов применяются тонкие втулки, как правило, из бронзы, зафиксированные на цапфах-шипах стальными стопор-кольцами. Каждая шестерня-сателлит имеет прямые зубья и изготавливается из легированной стали после чего дополнительно обрабатывается цементованием, шлифовкой и так далее. В чешке их опорой служит бронзовая же шайба сферической формы.
Для центровки чашек применяются схемы «буртик-проточка», обработка обоих чашек ведется совместно для точного размещения в них крестовины. Соответственно, ремонт заменой предполагает установку сразу полного комплекта, а не поштучно, иначе гарантировать точность взаимного расположения деталей, а значит, правильность их работы будет нереально. Если смазка других деталей проводится посредством разбрызгивания смазочного материала венцом, то в диффере можно увидеть специальные маленькие черпачки, приваренные к чашкам.
Как легко можно понять даже из такого общего описания, два основных требования к деталям и агрегату в сборе, это полное соответствие физических и технических (габаритно-геометрических) параметров. При кажущейся простоте узлы и запчасти к ним достаточно сложные в изготовлении, и в кустарных условиях сделать их идеальными не получится. Поэтому, приобретать редуктор для МАЗа или его компонетны-детали стоит только у проверенных поставщиков.
В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» представлены исключительно сертифицированные изделия от официальных изготовителей, поэтому в их физической-технической состоятельности можете не сомневаться. А еще у нас приемлемые цены (оптовикам и постоянным клиентам скидки) и очень удобный сервис. Заявки принимаются на сайте, по телефону и Е-мэйл. Оплату принимаем в наличном и безналичном виде, возможны отсрочки. Купленные товары могут быть пересланы в любой регион России.
5337-2402021 5337-2402021 Шестерня ведущая в сборе
5551-2402021 5551-2402021 Шестерня ведущая
5336-2402021 5336-2402021 Шестерня ведущая
1 5337-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
1 5551-2402010-20 Редуктор заднего моста
1 6303-2402010-20 Редуктор заднего моста
1 54323-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
1 64229-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
2 5336-2403040 Гайка
3 500-2402024 Втулка
4 372904 Болт М20-6gх117
5 5432-2403088 Стопор болта
6 500А-2403044-01 Стопор гайки
7 252135 Шайба 8Т
8 201454 Болт М8-6gх16
9 5337-2403010 Дифференциал
9 54323-2403010 Дифференциал
9 5336-2403010-10 Дифференциал
9 5551-2403010 Дифференциал
10 373650 Шпилька М16х36
11 252139 Шайба 16.ОТ
12 250561 Гайка М16х1,5-6Н
13 5336-2402086 Прокладка регулировочная
13 5336-2402080 Прокладка регулировочная
13 5336-2402081 Прокладка регулировочная
13 5336-2402082 Прокладка регулировочная
13 5336-2402083 Прокладка регулировочная
13 5336-2402084 Прокладка
13 5336-2402085 Прокладка регулировочная
13 5336-2402087 Прокладка регулировочная
14 372206 Болт М14-6gх42
15 252138 Шайба 14.ОТ
16 54323-2402021 Шестерня ведущая в сборе
17 5336-2402019 Крышка правая
18 5336-2402015 Картер редуктора заднего моста
Как и в любом другом автомобиле, задача у нашего «героя» стандартная – принять крутящий момент от кардан-передачи, преобразовать его и передать на полуоси для привода колес. С технической стороны редуктор может показаться в некоторой степени примитивным, так как он одноступенчатый, но именно в этом и заключается причина его надежности, а тех узлов-элементов, что образуют данный агрегат, хватает для решения нескольких задач. Основными же компонентами являются:
- главная пара, состоящая из двух конических шестерен со спиральными зубцами;
- межколесный дифференциал планетарного типа.
Они, а также все вспомогательные детали, кроме фланца для соединения с карданом, установлены в картере, сделанном из ковкого, то есть, относительно пластичного чугуна. При размещении на балке моста правильное положение обеспечивается специальным буртиком на привалочном фланце. Возможность использовать зубчатые колеса разного размера позволяет изменять передаточное число, а значит, при необходимости только этого достаточно, чтобы появилась возможность ставить почти все компоненты на разные модификации.
ПОДРОБНО ОБ УСТРОЙСТВЕ
В сравнении с вариантами, применяемыми на более ранних моделях, конструкция редукторов на серии «5336» претерпела некоторые изменения. Так ведущую конус-шестерню изготавливают единым целым вместе с валом, и при установке используется не консольный способ, но опоры-подшипники – два передних стандартных конических роликовых плюс дополнительно задняя цилиндрическая опора. Такая схема позволила уменьшить габариты агрегата и, само собой, уменьшить нагрузку на каждый подшипник, что увеличило нагрузочную способность. Также при такой компоновке заметно возрастает длительность сохранения регулировок зацепления глав-пары, тем самым, увеличивая срок их службы.
А еще, такое схематическое построение дает возможность сместить конические подшипники ближе к венцу ведущей, и укоротить хвостовик. В результате увеличивается расстояние между фланцами редуктора и коробки, что для короткобазных большегрузов очень важно, ведь так появляется большая вариативность с обустройством кардан-передачи.
Внешние кольца конусовидных роликоподшипников запрессованы в буртик отдельного картера, посаженного на шпильках на основной корпус редуктора. Посадка их на самом валу отличается – у внутреннего она плотная, а у наружного скользящая. Между их посадочными кольцами установлено распорное кольцо и регулировочная шайба, меняя толщину последней, выставляют необходимый преднатяг.
Цилиндрический роликоподшипник помещают в специальную расточку прилива картер-корпуса. Чтобы предотвратить осевые смещения его фиксируют стопор-кольцом, которое в свою очередь размещают в канавке концевика. Если конические подшипники воспринимают, как осевую, так и радиальную нагрузку, то задача у их антагониста восприятие лишь радиальных воздействий.
В узкой части конуса ведущей шестерни нарезана резьба, на более широкой стороне шлицы для установки маслоотражателя и фланца. Все элементы на данном валу подтягиваются корончатой гайкой. Чтобы редуктор в сборе с картером было легче извлекать из полости балки, где он частично расположен, предусмотрены резьбовые отверстия под демонтажные болты. Кстати, если отдельных болтов для выжима нет, можно спокойно использовать те же, что установлены в корпусе – по длине и диаметру они вполне подходят.
Ведомая шестерня приклепывается к правой чашке дифференциала с помощью заклепок с плоскими головками. Чтобы в процессе работы зубчатые колеса не отжимались друг от друга, тем самым, нарушая плотность и правильность зацепления, со стороны торца ведомой в картер ввернут болт-ограничитель. Необходимо помнить, что для правильного его положения, его ввертывают до упора при плотно сжатой глав-паре, а затем дают послабления для образования соответствующего рабочего зазора.
Стандартная практика предусматривает подбор-притирку ведущей-ведомой шестерни, поэтому в случае износа или поломки любой из них самым правильным будет замена обоих!
НЕМНОГО О ДИФФЕРЕНЦИАЛЕ
Еще одной важной составляющей, без которой сегодня сложно представить редуктор заднего моста МАЗ, является дифференциал, устройство, позволяющее организовать неравномерную подачу мощности на борта. Диффер здесь используется тоже конический, включает в себя:
- крестовину;
- пару полуосевых шестерен;
- 4 шестерни-сателлита.
Сателлиты помещаются на цапфы-шипы крестовины, на изготовление которой идет специальная сталь, а поверхность цапф дополнительно обрабатывается до получения определенной степени твердости. Одно из главных условий хорошей работы диффера – абсолютная геометрическая точность комплектующих.
Для плотности посадки и компенсации истирающего воздействия на шипы и внутренние кольца сателлитов применяются тонкие втулки, как правило, из бронзы, зафиксированные на цапфах-шипах стальными стопор-кольцами. Каждая шестерня-сателлит имеет прямые зубья и изготавливается из легированной стали после чего дополнительно обрабатывается цементованием, шлифовкой и так далее. В чешке их опорой служит бронзовая же шайба сферической формы.
Для центровки чашек применяются схемы «буртик-проточка», обработка обоих чашек ведется совместно для точного размещения в них крестовины. Соответственно, ремонт заменой предполагает установку сразу полного комплекта, а не поштучно, иначе гарантировать точность взаимного расположения деталей, а значит, правильность их работы будет нереально. Если смазка других деталей проводится посредством разбрызгивания смазочного материала венцом, то в диффере можно увидеть специальные маленькие черпачки, приваренные к чашкам.
Как легко можно понять даже из такого общего описания, два основных требования к деталям и агрегату в сборе, это полное соответствие физических и технических (габаритно-геометрических) параметров. При кажущейся простоте узлы и запчасти к ним достаточно сложные в изготовлении, и в кустарных условиях сделать их идеальными не получится. Поэтому, приобретать редуктор для МАЗа или его компонетны-детали стоит только у проверенных поставщиков.
В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» представлены исключительно сертифицированные изделия от официальных изготовителей, поэтому в их физической-технической состоятельности можете не сомневаться. А еще у нас приемлемые цены (оптовикам и постоянным клиентам скидки) и очень удобный сервис. Заявки принимаются на сайте, по телефону и Е-мэйл. Оплату принимаем в наличном и безналичном виде, возможны отсрочки. Купленные товары могут быть пересланы в любой регион России.
Устройство редуктора МАЗ
5337-2402021 5337-2402021 Шестерня ведущая в сборе
5551-2402021 5551-2402021 Шестерня ведущая
5336-2402021 5336-2402021 Шестерня ведущая
1 5337-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
1 5551-2402010-20 Редуктор заднего моста
1 6303-2402010-20 Редуктор заднего моста
1 54323-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
1 64229-2402010-20 Редуктор заднего моста в сборе
2 5336-2403040 Гайка
3 500-2402024 Втулка
4 372904 Болт М20-6gх117
5 5432-2403088 Стопор болта
6 500А-2403044-01 Стопор гайки
7 252135 Шайба 8Т
8 201454 Болт М8-6gх16
9 5337-2403010 Дифференциал
9 54323-2403010 Дифференциал
9 5336-2403010-10 Дифференциал
9 5551-2403010 Дифференциал
10 373650 Шпилька М16х36
11 252139 Шайба 16.ОТ
12 250561 Гайка М16х1,5-6Н
13 5336-2402086 Прокладка регулировочная
13 5336-2402080 Прокладка регулировочная
13 5336-2402081 Прокладка регулировочная
13 5336-2402082 Прокладка регулировочная
13 5336-2402083 Прокладка регулировочная
13 5336-2402084 Прокладка
13 5336-2402085 Прокладка регулировочная
13 5336-2402087 Прокладка регулировочная
14 372206 Болт М14-6gх42
15 252138 Шайба 14.ОТ
16 54323-2402021 Шестерня ведущая в сборе
17 5336-2402019 Крышка правая
18 5336-2402015 Картер редуктора заднего моста