Делитель МАЗ
Если сравнивать конструкцию первых грузовиков с современными, то количество узлов у последних будет в разы больше. Кроме неотъемлемого для транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания набора комплектующих здесь есть множество дополнительных устройств. Иногда это совершенно независимые узлы-детали со своими функциями, а иногда дополнение к уже существующим, приспособления, позволяющие изменить в ту или иную сторону показатели-характеристики основного агрегата. Примером такого усовершенствования может считаться и делитель, часто используемый на автомобилях Минского Автозавода…
Устройство и принцип работы
По своей сути, данное устройство является двухступенчатым редуктором и выступает в роли дополнительной коробки передач, как и его «брат-антагонист» демультипликатор. С названиями данных допкоробок часто возникает путаница, поэтому прежде чем перейти непосредственно к описанию героя нашей заметки, стоит сделать отступление и уточнить «ху из ху».
Так вот, зарубежные конструкторы, а именно они были первопроходцами в этом плане, окрестили свое изобретение «multiplication», то есть «умножающий». И обозначение это относится не к КПП, хотя он и агрегатируется с ней, но к ДВС, так как именно крутящий момент мотора при прохождении через «множитель», устанавливаемый между сцеплением и КП, изменяется. При переводе на русский, наши соотечественники приняли другую сторону принципа действия – основная коробка получает как бы разделенный момент, и сообразно с этим придумку забугорных инженеров стали называть по-своему.
Когда появилась еще одна допкоробка, предназначенная для установки за МКПП, и разделяющая моменты уже каждой передачи, то на Западе вполне логично ей дали приставку противопоставления, и получился «de-multiplication», а у нас не стали заморачиваться и просто озвучили транскрипцию. В результате получилось, что делителем называются оба варианта допредукторов, и оба этих названия одновременно и правильные и неправильные, в зависимости от того, какой из основных составляющих силового агрегата берется за «точку отсчета».
И чтобы закрыть тему и больше не возвращаться к нему напомним, что у нас на постсоветском пространстве общепринятым считается следующее распределение обозначений:
1. - делитель, это тот, что размещается со стороны входящего вала коробки передач;
2. - демультипликатор, соответственно помещаемый на выходном валу.
Наличие демультипликатора означает увеличение количества именно передач и соответственно усложнение схемы-рисунка переключения (хотя на старых моделях рисунок сохраняется), а для делителя-множителя число скоростей на выходе КП неизменно.
Зачем нужен
Если вы хотя бы немного знакомы с принципами и особенностями работы дизель-моторов и ДВС вообще, то должны знать, что частота и крутящий момент, который они выдают, имеют весьма ограниченный диапазон, а уж реверс им недоступен по техническим условиям (или приходится усложнять конструкцию движка). В результате этого, сама автотехника оказывается «привязанной» к определенным дорожным покрытиям и показателям собственной массы. Чтобы расширить возможности авто, и были придуманы специальные многоступенчатые редукторы, в том числе с обратным ходом – те самые коробки переключения скоростей-передач.
Но их возможности тоже не безграничны, а человеку всегда хочется лучшего, к тому же здесь такое желание вполне оправдано – когда двигатель-трансмиссия работают «внатяг» или наоборот тратят больше сил, чем того требует ситуация, это не обрадует никого. В первом случае вас ожидает ускоренный износ деталей, во втором неоправданная трата топлива.
Простой пример – седельный тягач из семейства МАЗ-5432 весит около 7-9 тонн (снаряженная масса пустого седельника), но допустимая полная масса автопоезда с такой «головой» - порядка 42 000 килограмм. Разница очевидна, к тому же, ездит он не только по автобанах с идеальным покрытием. А теперь представьте ситуацию, когда из точки «А» в точку «В» он пойдет по асфальту и порожняком, а из «В» в «С» по грунтовке и полностью загруженным. Естественно, что ограниченный набор передач радости владельцу не добавит, потому что если силовой настроен на максимум, то в «пустой» поездке будет чрезмерный расход, а если на минимум, то при полной загрузке силовик будет работать на пределе.
К тому же для перехода по скоростям-передачам требуются определенные скорости вращения коленвала (обороты). Это знают практически все автомобилисты – включил «не ту» передачу и движок сразу заявляет об этом возмущенным ревом или обиженно-затихающим ворчанием. Так вот именно в этом направлении и работает делитель МАЗ, когда при включении дополнительного диапазона позволяет перейти на другую передачу, при стандартной комплектации еще недоступную. Результат – оптимизация затрачиваемых ресурсов и замедление износа запчастей.
Чтобы сам не износился
В общем, штука это насквозь полезная, вот только это не отменяет того факта, что в ней наличествуют детали вращения-зацепления, соответственно, им сами грозит износ, а также возможны поломки. Как уже сказано, делитель-КПП являются агрегатированным узлом, у них даже система смазки общая. Поэтому, при проведении техобслуживания (если, конечно, вы не задались целью поскорее «убить» узел) выполняем стандартный для МКПП набор операций:
Кстати, о переключении – управление делителем осуществляется посредством флажка-переключателя на рычаге или приборной доске. При этом сам привод пневматический, поэтому крайне желательно проверить герметичность пневмосистемы и правильность зазора между штоком клапана-переключателя и упором (величина может отличаться по моделям-модификациям, поэтому предварительно внимательно читаем инструкцию по эксплуатации ТС).
Если в работе делителя-КПП и вообще трансмиссии наблюдаются сбои, или имеются явно ощутимые вибрации, слышны удары, скрежет и прочие шумы, то не стоит дожидаться серьезных проблем. Сразу отправляйтесь в сервис или если ощущаете (небезосновательно, главное) уверенность в собственных силах-знаниях, то в гараж, для проведения тщательной проверки и если нужно незамедлительного ремонта. Комплектующие-узлы для замены, естественно, берем исключительно у проверенных поставщиков. Как вариант – в интерент-магазине нашей компании ООО «Лидер», где представлены только сертифицированные изделия от ведущих производителей (то есть, с гарантией).
Цены у нас вполне приемлемые даже при единоразовых покупках, а уж оптовый заказ или постоянное сотрудничество обязательно вознаградятся скидкой и другими бонусами. Если потребуется, можем организовать пересылку товара в любой регион РФ (доставка до офисов перевозчиков бесплатная). Оплата самих покупок – наличный либо безналичный расчет, предоставление отсрочки (возможность, условия) оговаривается непосредственно с заказчиком. Подать заявку или связаться для уточнения интересующих вопросов можно через форму на сайте, электронную почту и по старинке – телефоном.
Устройство и принцип работы
По своей сути, данное устройство является двухступенчатым редуктором и выступает в роли дополнительной коробки передач, как и его «брат-антагонист» демультипликатор. С названиями данных допкоробок часто возникает путаница, поэтому прежде чем перейти непосредственно к описанию героя нашей заметки, стоит сделать отступление и уточнить «ху из ху».
Так вот, зарубежные конструкторы, а именно они были первопроходцами в этом плане, окрестили свое изобретение «multiplication», то есть «умножающий». И обозначение это относится не к КПП, хотя он и агрегатируется с ней, но к ДВС, так как именно крутящий момент мотора при прохождении через «множитель», устанавливаемый между сцеплением и КП, изменяется. При переводе на русский, наши соотечественники приняли другую сторону принципа действия – основная коробка получает как бы разделенный момент, и сообразно с этим придумку забугорных инженеров стали называть по-своему.
Когда появилась еще одна допкоробка, предназначенная для установки за МКПП, и разделяющая моменты уже каждой передачи, то на Западе вполне логично ей дали приставку противопоставления, и получился «de-multiplication», а у нас не стали заморачиваться и просто озвучили транскрипцию. В результате получилось, что делителем называются оба варианта допредукторов, и оба этих названия одновременно и правильные и неправильные, в зависимости от того, какой из основных составляющих силового агрегата берется за «точку отсчета».
И чтобы закрыть тему и больше не возвращаться к нему напомним, что у нас на постсоветском пространстве общепринятым считается следующее распределение обозначений:
1. - делитель, это тот, что размещается со стороны входящего вала коробки передач;
2. - демультипликатор, соответственно помещаемый на выходном валу.
Наличие демультипликатора означает увеличение количества именно передач и соответственно усложнение схемы-рисунка переключения (хотя на старых моделях рисунок сохраняется), а для делителя-множителя число скоростей на выходе КП неизменно.
Зачем нужен
Если вы хотя бы немного знакомы с принципами и особенностями работы дизель-моторов и ДВС вообще, то должны знать, что частота и крутящий момент, который они выдают, имеют весьма ограниченный диапазон, а уж реверс им недоступен по техническим условиям (или приходится усложнять конструкцию движка). В результате этого, сама автотехника оказывается «привязанной» к определенным дорожным покрытиям и показателям собственной массы. Чтобы расширить возможности авто, и были придуманы специальные многоступенчатые редукторы, в том числе с обратным ходом – те самые коробки переключения скоростей-передач.
Но их возможности тоже не безграничны, а человеку всегда хочется лучшего, к тому же здесь такое желание вполне оправдано – когда двигатель-трансмиссия работают «внатяг» или наоборот тратят больше сил, чем того требует ситуация, это не обрадует никого. В первом случае вас ожидает ускоренный износ деталей, во втором неоправданная трата топлива.
Простой пример – седельный тягач из семейства МАЗ-5432 весит около 7-9 тонн (снаряженная масса пустого седельника), но допустимая полная масса автопоезда с такой «головой» - порядка 42 000 килограмм. Разница очевидна, к тому же, ездит он не только по автобанах с идеальным покрытием. А теперь представьте ситуацию, когда из точки «А» в точку «В» он пойдет по асфальту и порожняком, а из «В» в «С» по грунтовке и полностью загруженным. Естественно, что ограниченный набор передач радости владельцу не добавит, потому что если силовой настроен на максимум, то в «пустой» поездке будет чрезмерный расход, а если на минимум, то при полной загрузке силовик будет работать на пределе.
К тому же для перехода по скоростям-передачам требуются определенные скорости вращения коленвала (обороты). Это знают практически все автомобилисты – включил «не ту» передачу и движок сразу заявляет об этом возмущенным ревом или обиженно-затихающим ворчанием. Так вот именно в этом направлении и работает делитель МАЗ, когда при включении дополнительного диапазона позволяет перейти на другую передачу, при стандартной комплектации еще недоступную. Результат – оптимизация затрачиваемых ресурсов и замедление износа запчастей.
Чтобы сам не износился
В общем, штука это насквозь полезная, вот только это не отменяет того факта, что в ней наличествуют детали вращения-зацепления, соответственно, им сами грозит износ, а также возможны поломки. Как уже сказано, делитель-КПП являются агрегатированным узлом, у них даже система смазки общая. Поэтому, при проведении техобслуживания (если, конечно, вы не задались целью поскорее «убить» узел) выполняем стандартный для МКПП набор операций:
- Периодически проверяем целостность-герметичность корпусов (в том числе осматриваем и по необходимости меняем сальники-уплотнители)
- Убеждаемся в прочности креплений к раме и между компонентами агрегата, а также проверяем момент затяжки резьбовых соединений и если нужно дотягиваем до установленной для модификации нормы
- В установленные производителем термины залезаем поглубже для замены смазки и проверки деталей (при интенсивной эксплуатации, а также после работы на критических режимах и тем более после аварийных ситуаций эти сроки корректируем). Слабое место «умножителя» - подшипники
- Не забываем о механизмах переключения и проверке-смазке тросов и рычагов привода
Кстати, о переключении – управление делителем осуществляется посредством флажка-переключателя на рычаге или приборной доске. При этом сам привод пневматический, поэтому крайне желательно проверить герметичность пневмосистемы и правильность зазора между штоком клапана-переключателя и упором (величина может отличаться по моделям-модификациям, поэтому предварительно внимательно читаем инструкцию по эксплуатации ТС).
Если в работе делителя-КПП и вообще трансмиссии наблюдаются сбои, или имеются явно ощутимые вибрации, слышны удары, скрежет и прочие шумы, то не стоит дожидаться серьезных проблем. Сразу отправляйтесь в сервис или если ощущаете (небезосновательно, главное) уверенность в собственных силах-знаниях, то в гараж, для проведения тщательной проверки и если нужно незамедлительного ремонта. Комплектующие-узлы для замены, естественно, берем исключительно у проверенных поставщиков. Как вариант – в интерент-магазине нашей компании ООО «Лидер», где представлены только сертифицированные изделия от ведущих производителей (то есть, с гарантией).
Цены у нас вполне приемлемые даже при единоразовых покупках, а уж оптовый заказ или постоянное сотрудничество обязательно вознаградятся скидкой и другими бонусами. Если потребуется, можем организовать пересылку товара в любой регион РФ (доставка до офисов перевозчиков бесплатная). Оплата самих покупок – наличный либо безналичный расчет, предоставление отсрочки (возможность, условия) оговаривается непосредственно с заказчиком. Подать заявку или связаться для уточнения интересующих вопросов можно через форму на сайте, электронную почту и по старинке – телефоном.