Устройство среднего редуктора МАЗ
О автомобилях, произведенных на Минском Автозаводе, сказано очень много, в том числе и не всегда хорошее. Впрочем, на защиту минчан сразу отметим тот факт, что большинство жалующихся забывают о дешевизне самих машин и их комплектующих в сравнении со многими другими марками, а некоторые свои проблемы получают вследствие игнорирования правил обслуживания и эксплуатации. Адекватно же оценивая минские большегрузы, можно спокойно констатировать как непреложную истину их работоспособность и востребованность во всех странах постсоветского пространства и многих других…
Что касается частоты обращений в сервис, то она покажется чрезмерной только тем, кто не сталкивался с другими машинами или никогда не работал на своем тяжеловозе в полную силу. Коммерческий транспорт в принципе, а самосвалы, седельные тягачи, лесовозы и полноприводные грузовики в частности по определению не бывают «вечными». Огромные нагрузки, открытость многих узлов-агрегатов, тяжелые дорожные и погодные условия быстро «старят» и изнашивают детали. Огромным плюсом МАЗов можно считать их пресловутую простоту конструкции – многое можно отремонтировать буквально «на коленке под забором».
Другое дело, что даже самостоятельный ремонт должен выполняться согласно предусмотренным правилам и в должной очередности процессов. Один из часто нуждающихся в регулировке и замене деталей агрегат, это редуктор МАЗ средний, и наш дальнейший рассказ будет именно о том, как его нужно разбирать и на что обращать внимание. И начнем мы с последовательности снятия-разборки:
Достаточно часто демонтаж завершается извлечением вала и межосевого дифференциала. Подобная схема считается частичной разборкой, для более полного разбора потребуется выполнить еще несколько операций.
1. Открутить крепежные гайки и достать главную пару в сборе с картером подшипников
2. Зажав ведущую (через накладки на губках) в тисках освободить и снять цилиндрическую шестерню
3. Снять внутреннюю обойму подшипника с ведущего вала
Если такая необходимость есть, то после этого можно выпрессовывать внешние кольца-обоймы, установленные в картере
4. Убрать стопора и крышки, достать диффер в сборе
5. Разукомплектовать дифференциал, последовательно снимая чашки, шестерни-сателлиты, полуосевые шестерни, шайбы, подшипники
Механизм блокировки разбирается только при явных признаках неисправности и для проведения ремонта-замены. Все отдельные детали очищаются и промываются, после чего можно приступать к осмотру-дефектации.
В первую очередь следует осмотреть все рабочие, то есть, контактирующие с другими поверхности все деталей, особое внимание уделяем шестерням-подшипникам. Зубья шестеренок должны быть целыми, без трещин-сколов и существенной вытертости цементационного слоя. Незначительная ступенчатая выработка, заусеницы-забоины устраняется зачисткой. Также недопустим визуально заметный равномерный износ, впрочем, даже без визуально заметных признаков он может присутствовать в степени, превышающей допустимый стандарт, поэтому необходимо проверить данный показатель в установленный способ – проверкой бокового зазора с помощью специального индикатора.
Если показатели износа превышают 0.8 мм, а также при меньших значениях, но повышенном шуме редуктора во время работы, крайне рекомендуется провести замену шестерни. Если речь идет о главной паре, то менять ее лучше в сборе, так как при изготовлении этот элемент конструкции обрабатывается и доводится до нужных параметров (тот же зазор, пятно контакта и другое) именно попарно.
Осматривая детали дифференциала, помимо зубьев обращаем внимание на цапфы-шипы (шейки) крестовины, посадочные отверстия сателлитов и их торцевые сферические поверхности, Также необходимо оценить состояние втулок, опорных поверхностей чашек и полуосевых шестерен. Здесь недопустимы задиры и чрезмерный износ, и чтобы определить степень изнашивания и возможность дальнейшего использования детали потребуется специальная таблица оптимальных-допустимых размеров конкретно для вашей модификации.
Обработка втулок из бронзовой ленты выполняется уже после их запрессовки в шестерню-сателлит на 32 миллиметра. Опорные шайбы должны иметь толщину 1.5 мм.
Перед тем, как собирать обратно редуктор МАЗ средний, не забудьте смазать маслом посадочные и контактные поверхности всех деталей. Уплотнители, даже если они еще не слишком изношены, стоит заменить, а при установке покрыть специальной пастой (допускается покрытие нитрокраской). Подшипники промываются в чистом керосине и тоже покрываются смазочным материалом.
Очень часто, ни один из методов восстановления не является достаточно эффективным. Даже при получении необходимых геометрических параметров физические могут не соответствовать стандарту. Между тем, нормальная долговечная работа требует не только геометрической точности, но и таких моментов, как должная прочность, пластичность, поверхностная твердость элементов. Получить детали, которые соответствовали бы стандартам автопроизводителя, можно только при наличии соответствующего сырья, оборудования, знания и неукоснительного выполнения технологий производства.
К сожалению, отечественный рынок богат на разного рода контрафакт – некачественные подделки изделий известных производителей и товары вовсе неизвестного происхождения безо всякой маркировки. Реальной гарантии на такие комплектующие вам не дадут, прикрываясь отговорками о временном отсутствии или предлагая вместо них размытые копии с нечитаемыми названиями.
Покупать такие автозапчасти не стоит даже по самой дешевой цене, их эксплуатация может привести в лучшем случае к скорой необходимости замены, в худшем – к дорогостоящему ремонту редуктора, и возможно не только его одного!
В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» представлены изделия исключительно официальных производителей. В большинстве случаев это и вовсе те же заводы, что поставляют автодетали для штатной сборки. Каждая такая позиция прошла официальную сертификацию в РосТест и проверки контрольными службами МАДИ и НАМИ. При этом цены у нас заметно ниже чем в розничных магазинах и даже многим сетевым поставщикам мы можем предоставить ценовую фору, так как работаем с изготовителями напрямую и посреднические наценки исключены. Мало того, наши постоянные клиенты и оптовые заказчики получают дополнительные скидки.
Сделать заявку на редуктор или его компоненты-детали можно через специальную веб-форму на сайте. Также заказы оформляются нашими операторами, связаться с которыми можно по телефону или электронной почте. При расчетах приемлема оплата, как наличными, так и по безналу, предоставление отсрочек выполняется на индивидуальной основе. Купленные товары выдаются у нас на складе либо пересылаются по указанному покупателем адресу (только по России), доставка по Москве бесплатная.
Устройство редуктора
372668 Болт М16х1.5-6hх125 (U=4.59)
1 5434-2302060 Шестерня ведомая (U=7,79)
1 6303-2502060 Шестерня ведомая (U=6,59)
1 63035-2502060 Шестерня ведомая (U=7,14)
1 64222-2502060 Шестерня ведомая (U=5,49 и U=4,84)
2 64221-2503015 Чашка правая
3 64221-2503019-10 Чашка левая
4 250691 Гайка М16х1,5-5Н6Н
5 54323-2403079 Зажим
6 377677 Штифт
7 5336-2403055 Сателлит
8 5336-2403050 Шестерня полуоси
9 5336-2403051 Шайба опорная шестерни полуоси
10 5336-2403058 Шайба сателлита
11 5336-2403060 Крестовина
12 5336-2403061 Кольцо упорное
13 6-7518АК1 ПодшипникУстройство диференциала
1 64221-2502128-10 Вал привода мостов
2 64221-2506072 Кольцо
3 6-7212А Подшипник
4 6422-2506070 Кольцо
5 6422-2502076 Шайба регулировочная
5 6422-2502077 Шайба регулировочная
5 6422-2502078 Шайба регулировочная
5 6422-2502079 Шайба регулировочная
5 6422-2502094 Шайба регулировочная
5 6422-2502095 Шайба регулировочная
5 6422-2502096 Шайба регулировочная
5 6422-2502097 Шайба регулировочная
5 6422-2502098 Шайба регулировочная
5 6422-2502099 Шайба регулировочная
5 6422-2502100 Шайба регулировочная
5 6422-2502101 Шайба регулировочная
5 6422-2502102 Шайба регулировочная
6 6422-2506068 Кольцо распорное
7 64221-2502132 Втулка
8 6422-2502151 Шестерня ведущая
8 64221-2502151 Шестерня ведущая (U=4,84)
9 258830 Штифт 12х40
10 201571 Болт М12х1,25-6hх50
11 6303-2506067 Пластина стопорная
12 5336-2403058 Шайба сателлита
13 6422-2506055 Сателлит
14 6303-2506018 Обойма
15 64221-2506060-10 Крестовина
16 258426 Штифт 6С4х50
17 6303-2506064 Шайба
18 6303-2506062 Зажим
19 400452 Кольцо
20 822707Д1 Подшипник
21 6303-2506066 Кольцо
22 6303-2506050 Шестерня
23 6303-2506051 Шайба опорная
24 6303-2506019 Чашка дифференциала
25 42216К1М Подшипник
Вал задний
1 642216-2502170 Вал задний
2 374964 Гайка М42х2-5Н6Н
3 54326-2402061 Фланец
4 6422-2502050 Крышка в сборе
5 6422-2502051 Крышка
6 5336-2502064 Кольцо уплотнительное
8 6422-2502076 Шайба регулировочная
8 6422-2502077 Шайба регулировочная
8 6422-2502078 Шайба регулировочная
9 6303-2502160 Вал задний
10 6303-2502168 Прокладка
11 6422-2502175-10 Стакан
12 6422-2506068 Кольцо распорное
13 [Шплинт 6.Зх63] Шплинт 6.Зх63
14 6-7212А Подшипник
14 6-7212А Подшипник
15 [Манжета 1.2-85х110-3] Манжета 1.2-85х110-3
16 [Манжета 2.2-85х110-3] Манжета 2.2-85х110-3
УСТРОЙСТВО СРЕДНЕГО РЕДУКТОРА МАЗ
Что касается частоты обращений в сервис, то она покажется чрезмерной только тем, кто не сталкивался с другими машинами или никогда не работал на своем тяжеловозе в полную силу. Коммерческий транспорт в принципе, а самосвалы, седельные тягачи, лесовозы и полноприводные грузовики в частности по определению не бывают «вечными». Огромные нагрузки, открытость многих узлов-агрегатов, тяжелые дорожные и погодные условия быстро «старят» и изнашивают детали. Огромным плюсом МАЗов можно считать их пресловутую простоту конструкции – многое можно отремонтировать буквально «на коленке под забором».
Другое дело, что даже самостоятельный ремонт должен выполняться согласно предусмотренным правилам и в должной очередности процессов. Один из часто нуждающихся в регулировке и замене деталей агрегат, это редуктор МАЗ средний, и наш дальнейший рассказ будет именно о том, как его нужно разбирать и на что обращать внимание. И начнем мы с последовательности снятия-разборки:
- Убираем с привычного места механизм блокировки дифференциала
- Выворачиваем болты основного крепления, и, поворачивая за фланец, извлекаем редуктор в сборе с диффером и валом привода мостов
- Снимаем фланец и откручиваем резьбовой крепеж крышки
- Берем универсальный съемник и достаем стакан с подшипником вала, а также муфту блокиратора
- Выворачиваем болты, удерживающие чашки дифференциала, снимаем чашку с шестерней и подшипником привод-вала
- Извлекаем стопор-кольцо, штифт и гайку-фиксатор крестовины, после снимаем и ее самое
- Дальше съемником вытягиваем ведущую шестерню и ее подшипники
- Используя оправку в комплекте со съемником, извлекаем внутреннее кольцо внешнего роликоподшипника цилиндрической шестерни
Достаточно часто демонтаж завершается извлечением вала и межосевого дифференциала. Подобная схема считается частичной разборкой, для более полного разбора потребуется выполнить еще несколько операций.
1. Открутить крепежные гайки и достать главную пару в сборе с картером подшипников
2. Зажав ведущую (через накладки на губках) в тисках освободить и снять цилиндрическую шестерню
3. Снять внутреннюю обойму подшипника с ведущего вала
Если такая необходимость есть, то после этого можно выпрессовывать внешние кольца-обоймы, установленные в картере
4. Убрать стопора и крышки, достать диффер в сборе
5. Разукомплектовать дифференциал, последовательно снимая чашки, шестерни-сателлиты, полуосевые шестерни, шайбы, подшипники
Механизм блокировки разбирается только при явных признаках неисправности и для проведения ремонта-замены. Все отдельные детали очищаются и промываются, после чего можно приступать к осмотру-дефектации.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
В первую очередь следует осмотреть все рабочие, то есть, контактирующие с другими поверхности все деталей, особое внимание уделяем шестерням-подшипникам. Зубья шестеренок должны быть целыми, без трещин-сколов и существенной вытертости цементационного слоя. Незначительная ступенчатая выработка, заусеницы-забоины устраняется зачисткой. Также недопустим визуально заметный равномерный износ, впрочем, даже без визуально заметных признаков он может присутствовать в степени, превышающей допустимый стандарт, поэтому необходимо проверить данный показатель в установленный способ – проверкой бокового зазора с помощью специального индикатора.
Если показатели износа превышают 0.8 мм, а также при меньших значениях, но повышенном шуме редуктора во время работы, крайне рекомендуется провести замену шестерни. Если речь идет о главной паре, то менять ее лучше в сборе, так как при изготовлении этот элемент конструкции обрабатывается и доводится до нужных параметров (тот же зазор, пятно контакта и другое) именно попарно.
Осматривая детали дифференциала, помимо зубьев обращаем внимание на цапфы-шипы (шейки) крестовины, посадочные отверстия сателлитов и их торцевые сферические поверхности, Также необходимо оценить состояние втулок, опорных поверхностей чашек и полуосевых шестерен. Здесь недопустимы задиры и чрезмерный износ, и чтобы определить степень изнашивания и возможность дальнейшего использования детали потребуется специальная таблица оптимальных-допустимых размеров конкретно для вашей модификации.
Обработка втулок из бронзовой ленты выполняется уже после их запрессовки в шестерню-сателлит на 32 миллиметра. Опорные шайбы должны иметь толщину 1.5 мм.
Перед тем, как собирать обратно редуктор МАЗ средний, не забудьте смазать маслом посадочные и контактные поверхности всех деталей. Уплотнители, даже если они еще не слишком изношены, стоит заменить, а при установке покрыть специальной пастой (допускается покрытие нитрокраской). Подшипники промываются в чистом керосине и тоже покрываются смазочным материалом.
ЕСЛИ РЕМОНТИРОВАТЬ ПОЗДНО
Очень часто, ни один из методов восстановления не является достаточно эффективным. Даже при получении необходимых геометрических параметров физические могут не соответствовать стандарту. Между тем, нормальная долговечная работа требует не только геометрической точности, но и таких моментов, как должная прочность, пластичность, поверхностная твердость элементов. Получить детали, которые соответствовали бы стандартам автопроизводителя, можно только при наличии соответствующего сырья, оборудования, знания и неукоснительного выполнения технологий производства.
К сожалению, отечественный рынок богат на разного рода контрафакт – некачественные подделки изделий известных производителей и товары вовсе неизвестного происхождения безо всякой маркировки. Реальной гарантии на такие комплектующие вам не дадут, прикрываясь отговорками о временном отсутствии или предлагая вместо них размытые копии с нечитаемыми названиями.
Покупать такие автозапчасти не стоит даже по самой дешевой цене, их эксплуатация может привести в лучшем случае к скорой необходимости замены, в худшем – к дорогостоящему ремонту редуктора, и возможно не только его одного!
В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» представлены изделия исключительно официальных производителей. В большинстве случаев это и вовсе те же заводы, что поставляют автодетали для штатной сборки. Каждая такая позиция прошла официальную сертификацию в РосТест и проверки контрольными службами МАДИ и НАМИ. При этом цены у нас заметно ниже чем в розничных магазинах и даже многим сетевым поставщикам мы можем предоставить ценовую фору, так как работаем с изготовителями напрямую и посреднические наценки исключены. Мало того, наши постоянные клиенты и оптовые заказчики получают дополнительные скидки.
Сделать заявку на редуктор или его компоненты-детали можно через специальную веб-форму на сайте. Также заказы оформляются нашими операторами, связаться с которыми можно по телефону или электронной почте. При расчетах приемлема оплата, как наличными, так и по безналу, предоставление отсрочек выполняется на индивидуальной основе. Купленные товары выдаются у нас на складе либо пересылаются по указанному покупателем адресу (только по России), доставка по Москве бесплатная.
Устройство редуктора
372668 Болт М16х1.5-6hх125 (U=4.59)
1 5434-2302060 Шестерня ведомая (U=7,79)
1 6303-2502060 Шестерня ведомая (U=6,59)
1 63035-2502060 Шестерня ведомая (U=7,14)
1 64222-2502060 Шестерня ведомая (U=5,49 и U=4,84)
2 64221-2503015 Чашка правая
3 64221-2503019-10 Чашка левая
4 250691 Гайка М16х1,5-5Н6Н
5 54323-2403079 Зажим
6 377677 Штифт
7 5336-2403055 Сателлит
8 5336-2403050 Шестерня полуоси
9 5336-2403051 Шайба опорная шестерни полуоси
10 5336-2403058 Шайба сателлита
11 5336-2403060 Крестовина
12 5336-2403061 Кольцо упорное
13 6-7518АК1 ПодшипникУстройство диференциала
1 64221-2502128-10 Вал привода мостов
2 64221-2506072 Кольцо
3 6-7212А Подшипник
4 6422-2506070 Кольцо
5 6422-2502076 Шайба регулировочная
5 6422-2502077 Шайба регулировочная
5 6422-2502078 Шайба регулировочная
5 6422-2502079 Шайба регулировочная
5 6422-2502094 Шайба регулировочная
5 6422-2502095 Шайба регулировочная
5 6422-2502096 Шайба регулировочная
5 6422-2502097 Шайба регулировочная
5 6422-2502098 Шайба регулировочная
5 6422-2502099 Шайба регулировочная
5 6422-2502100 Шайба регулировочная
5 6422-2502101 Шайба регулировочная
5 6422-2502102 Шайба регулировочная
6 6422-2506068 Кольцо распорное
7 64221-2502132 Втулка
8 6422-2502151 Шестерня ведущая
8 64221-2502151 Шестерня ведущая (U=4,84)
9 258830 Штифт 12х40
10 201571 Болт М12х1,25-6hх50
11 6303-2506067 Пластина стопорная
12 5336-2403058 Шайба сателлита
13 6422-2506055 Сателлит
14 6303-2506018 Обойма
15 64221-2506060-10 Крестовина
16 258426 Штифт 6С4х50
17 6303-2506064 Шайба
18 6303-2506062 Зажим
19 400452 Кольцо
20 822707Д1 Подшипник
21 6303-2506066 Кольцо
22 6303-2506050 Шестерня
23 6303-2506051 Шайба опорная
24 6303-2506019 Чашка дифференциала
25 42216К1М Подшипник
Вал задний
1 642216-2502170 Вал задний
2 374964 Гайка М42х2-5Н6Н
3 54326-2402061 Фланец
4 6422-2502050 Крышка в сборе
5 6422-2502051 Крышка
6 5336-2502064 Кольцо уплотнительное
8 6422-2502076 Шайба регулировочная
8 6422-2502077 Шайба регулировочная
8 6422-2502078 Шайба регулировочная
9 6303-2502160 Вал задний
10 6303-2502168 Прокладка
11 6422-2502175-10 Стакан
12 6422-2506068 Кольцо распорное
13 [Шплинт 6.Зх63] Шплинт 6.Зх63
14 6-7212А Подшипник
14 6-7212А Подшипник
15 [Манжета 1.2-85х110-3] Манжета 1.2-85х110-3
16 [Манжета 2.2-85х110-3] Манжета 2.2-85х110-3