Радиатор МАЗ
Минский Автозавод занимается разработкой и строительством автомобильной, автобусной, специальной и троллейбусной техники. 80% модельного ряда марки, это машины, предполагающие активную эксплуатацию. И для таких машин вопрос терморегуляции систем и агрегатов стоит очень остро, поэтому к используемым на МАЗ радиаторам производитель подходить со всей ответственностью. Однако теплообменники по своей сути одни из самых уязвимых компонентов автотранспорта. И периодически владельцам приходиться покупать запчасти для их ремонта или сами радиаторы в сборе. Поэтому стоит знать, какими бывают теплообменники на этой технике, и чем грозит использование неисправных или установка некачественных радиаторов.
В зависимости от типа техники, силового агрегата и года выпуска количество теплообменников может варьироваться. Последних лет 30 большинство моделей с дизельными двигателями внутреннего сгорания получают до 4 видов радиаторов:
Все они отличаются размерами, назначением, внешним видом и имеют слабые стороны. Чтобы понять, почему при огромной важности любой из них считается едва ли не расходником, и почему покупка радиаторов МАЗ довольно частая необходимость, нужно знать о них больше. На моделях с автономной системой кондиционирования есть еще два теплообменника – конденсор и испаритель. Но, так как это компоненты опциональной системы, которая не связана с агрегатами транспортного средства, то о них говорить не будем.
Радиатор автобуса МАЗ-103
Задача этого теплообменника – обеспечение приемлемого температурного режима двигателя. ДВС при работе выделяет большое количество тепла, если допустить его перегрев, то изменяются технологические зазоры между деталями, что влияет на эффективность и правильность работы мотора. Кроме этого правильно настроенная система охлаждения, важной частью которой и является радиатор-охладитель МАЗ, позволяет не допускать разжижения и чрезмерной густоты масла. Это позволяет не только сохранить КПД силового агрегата, но и способствует долговечности деталей.
Технически радиатор охлаждения устроен довольно просто:
Также в конструкцию теплообменника включается крепежная часть для установки и фиксации. Отдельные модели могут иметь встроенные датчики, термостаты, расширительные клапана и другие элементы. Каркас и бачки обычно стальные, а сердцевина алюминиевая или медно-латунная.
Для существующих моделей МАЗ и радиаторов к ним однозначного ответа на этот вопрос нет. Алюминиевые радиаторы легче, дешевле и неплохо справляются с коррозийным воздействием. Медные отличаются высокой производительностью, надежностью стыков, более пластичные, и потому имеют лучший показатель ремонтопригодности.
Основной охладитель располагается в передней части отсека, так, чтобы через отверстия в обшивке (радиаторная решетка) обеспечить максимальный приток воздуха. Из-за этого в соты постоянно забивается пыль, пух, прочий мелкий мусор, что снижает теплопроводность. Через те же отверстия могут прилететь и более опасные предметы – камни, железки, твердые сучки, способные повредить соты и даже бачки. Близость к двигателю предполагает существенные вибрации, а через кузов передаются удары дороги, и на 100% компенсировать их не могут даже упругие подушки установочной части, что может обернуться расслоением стыков.
Радиатор печки МАЗ-5440
По основным принципам устройства отопитель очень похож на охладитель, но служит с противоположной целью – нагревать воздух, подаваемый в кабину (салон). Он размещен за обшивкой приборной панели, и подключен к системе охлаждения через отвод с краном сразу на выходе магистрали из двигателя. Такая схема и вообще наличие отопителя помогают решить сразу несколько задач:
Недостаток у этой схемы только один – печка работает только тогда, когда запущен и прогрет двигатель.
Так как расположен радиатор печки между моторным отсеком и кабиной, то механические удары ему не грозят, да и забивание сот мусором происходит не так интенсивно. Но от вибраций и ударов кузова размещение не спасает. Кроме того к снижению теплопроводности и потере работоспособности может провести еще один естественный процесс, который, кстати, почти в такой же степени опасен для основного радиатора охлаждения.
Дело в том, что эти оба теплообменника устроены по схожему принципу – сечение трубок сердцевины довольно маленькое. Оба они работают за счет довольно агрессивного теплоносителя, что вызывает коррозию. При этом температура ОЖ колеблется в широком диапазоне и образуется накипь. Совместив три факта, получаем высокую степень вероятность появления на внутренних стенках отложений из накипи и коррозии, а со временем забитые протоки и бесполезность теплообменника.
Универсальный масляный радиатор (МАЗ, Урал, КрАЗ и другие марки)
На современных моделях нужная температура масла в двигателе поддерживается с помощью дополнительного теплообменника. Его размещают чуть ниже и спереди основного радиатора или в другом подходящем месте так, чтобы обеспечить хороший обдув. Теплоносителя здесь как такового нет – по трубкам теплообменника двигается само моторное масло. При этом в радиатор смазка поступает через клапан, который открывается только по команде термостата, реагирующего на повышение температуры. На автобусах МАЗ с автоматической коробкой передач можно увидеть масляные радиаторы, которые охлаждают смазку в АКПП.
Такая схема гарантирует, что масло будет сохранять стабильную вязкость, не перегреется и не переохладится, а значит, будет сохранять свои смазывающие и защитные свойства. Основные факторы риска для масляного радиатора – механические удары и внешняя коррозия. Вибрации не оказывают столь существенного воздействия из-за более прочной конструкции, а внутренняя коррозия при соблюдении правил эксплуатации почти нереальна, ведь «теплоноситель» в данном случае по своей сути предназначен для защиты металла.
Охладитель наддувочного воздуха МАЗ-4370
Появление турбированных двигателей на автомобильной технике объясняется тем фактом, что большее количества воздуха в топливной смеси повышает производительность ДВС. Со временем оказалось, что КПД мотора можно дополнительно поднять, если подаваемый воздух предварительно охладить, так как он в этом случае занимает меньший объем. В результате на технике появились новые теплообменники – интеркуллеры, которые обеспечивают охлаждение наддувочного воздуха.
Принцип работы радиатор-интеркуллера неизменен – в него подается воздух, отдает тепло и подается дальше в систему питания автомобиля, автобуса или спецтехники. Конструкция простая, а главными опасностями для этого теплообменника можно считать засорение воздуховодов, вибрацию и случайные повреждения.
Основное правило долговечности радиаторов, это соблюдение правил эксплуатации и рекомендаций по обслуживанию. Чтобы было проще понять, насколько это нужно, просмотрите таблицу, где представлены основные требования к ТО, и что дает их выполнение.
Радиаторы под ремонт
Небольшие повреждения каркаса, крепежных элементов, бачков и трубок можно отремонтировать в подходящий для материала и элемента способ. Однако если повреждения сот составляют 15% и более, то ремонт будет слишком трудоемким и дорогим, поэтому в такой ситуации лучше заменить радиатор МАЗ в сборе. Патрубки, термостаты, крышки, температурные датчики стоят недорого, поэтому их легче и быстрее поменять, чем ремонтировать. При этом менять лучше всего комплектом, так как выход из строя одного сигнализирует о плачевном состоянии других, и чтобы не тратить время на повторный ремонт, который, вероятней всего, потребуется очень скоро, лучше сделать это заранее.
Купить радиатор МАЗ, патрубки и другие элементы конструкции теплообменника, а также все прочие комплектующие систем охлаждения и отопления можно на нашем сайте. Заказы принимаются по телефону, Е-мэйл, в чате и через автоформу. При необходимости организуем доставку в любой из регионов страны. Для постоянных покупателей и оптовиков предусмотрены персональные скидки, есть варианты для покупки запчастей в кредит.
СКОЛЬКО РАДИАТОРОВ У МАЗА
В зависимости от типа техники, силового агрегата и года выпуска количество теплообменников может варьироваться. Последних лет 30 большинство моделей с дизельными двигателями внутреннего сгорания получают до 4 видов радиаторов:
- Охладитель двигателя, который еще называют основным или главным
- Отопитель печки, встроенный в ту же систему охлаждения
- Масляный радиатор, интегрированный в основной или отдельный
- Охладитель наддувочного воздуха
Все они отличаются размерами, назначением, внешним видом и имеют слабые стороны. Чтобы понять, почему при огромной важности любой из них считается едва ли не расходником, и почему покупка радиаторов МАЗ довольно частая необходимость, нужно знать о них больше. На моделях с автономной системой кондиционирования есть еще два теплообменника – конденсор и испаритель. Но, так как это компоненты опциональной системы, которая не связана с агрегатами транспортного средства, то о них говорить не будем.
ОСНОВНОЙ РАДИАТОР-ОХЛАДИТЕЛЬ
Радиатор автобуса МАЗ-103
Задача этого теплообменника – обеспечение приемлемого температурного режима двигателя. ДВС при работе выделяет большое количество тепла, если допустить его перегрев, то изменяются технологические зазоры между деталями, что влияет на эффективность и правильность работы мотора. Кроме этого правильно настроенная система охлаждения, важной частью которой и является радиатор-охладитель МАЗ, позволяет не допускать разжижения и чрезмерной густоты масла. Это позволяет не только сохранить КПД силового агрегата, но и способствует долговечности деталей.
Технически радиатор охлаждения устроен довольно просто:
- На жестком каркасе расположены две емкости – приемная и отводная
- Бачки между собой соединены сердцевиной – сложной, часто многорядной магистралью из мелких трубочек
- Для повышения интенсивности теплообмена на трубках присутствуют пластинчатые ребра, увеличивающие площадь контакта с воздухом
- На бачках расположены присоединительные патрубки для соединения с магистралью
Также в конструкцию теплообменника включается крепежная часть для установки и фиксации. Отдельные модели могут иметь встроенные датчики, термостаты, расширительные клапана и другие элементы. Каркас и бачки обычно стальные, а сердцевина алюминиевая или медно-латунная.
ЧТО ЛУЧШЕ – МЕДЬ ИЛИ АЛЮМИНИЙ
Для существующих моделей МАЗ и радиаторов к ним однозначного ответа на этот вопрос нет. Алюминиевые радиаторы легче, дешевле и неплохо справляются с коррозийным воздействием. Медные отличаются высокой производительностью, надежностью стыков, более пластичные, и потому имеют лучший показатель ремонтопригодности.
ЧЕГО БОЯТСЯ РАДИАТОРЫ
Основной охладитель располагается в передней части отсека, так, чтобы через отверстия в обшивке (радиаторная решетка) обеспечить максимальный приток воздуха. Из-за этого в соты постоянно забивается пыль, пух, прочий мелкий мусор, что снижает теплопроводность. Через те же отверстия могут прилететь и более опасные предметы – камни, железки, твердые сучки, способные повредить соты и даже бачки. Близость к двигателю предполагает существенные вибрации, а через кузов передаются удары дороги, и на 100% компенсировать их не могут даже упругие подушки установочной части, что может обернуться расслоением стыков.
РАДИАТОР-ОТОПИТЕЛЬ ПЕЧКИ МАЗ
Радиатор печки МАЗ-5440
По основным принципам устройства отопитель очень похож на охладитель, но служит с противоположной целью – нагревать воздух, подаваемый в кабину (салон). Он размещен за обшивкой приборной панели, и подключен к системе охлаждения через отвод с краном сразу на выходе магистрали из двигателя. Такая схема и вообще наличие отопителя помогают решить сразу несколько задач:
- Обеспечить обогрев кабины с минимальными затратами – используется нагретый в двигателе теплоноситель, поэтому дополнительная энергия нужна только для обдува вентилятором
- Гарантировать возможность изменять интенсивность обогрева только за счет повышения или понижения оборотов нагнетателя, а также подачу теплого воздуха в любую точку салона
- Повысить эффективность работы системы охлаждения – в малом круге общей теплоноситель тоже остывает, что снижает нагрузку на основной радиатор МАЗ
Недостаток у этой схемы только один – печка работает только тогда, когда запущен и прогрет двигатель.
СТРАХИ ОТОПИТЕЛЯ
Так как расположен радиатор печки между моторным отсеком и кабиной, то механические удары ему не грозят, да и забивание сот мусором происходит не так интенсивно. Но от вибраций и ударов кузова размещение не спасает. Кроме того к снижению теплопроводности и потере работоспособности может провести еще один естественный процесс, который, кстати, почти в такой же степени опасен для основного радиатора охлаждения.
Дело в том, что эти оба теплообменника устроены по схожему принципу – сечение трубок сердцевины довольно маленькое. Оба они работают за счет довольно агрессивного теплоносителя, что вызывает коррозию. При этом температура ОЖ колеблется в широком диапазоне и образуется накипь. Совместив три факта, получаем высокую степень вероятность появления на внутренних стенках отложений из накипи и коррозии, а со временем забитые протоки и бесполезность теплообменника.
МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР
Универсальный масляный радиатор (МАЗ, Урал, КрАЗ и другие марки)
На современных моделях нужная температура масла в двигателе поддерживается с помощью дополнительного теплообменника. Его размещают чуть ниже и спереди основного радиатора или в другом подходящем месте так, чтобы обеспечить хороший обдув. Теплоносителя здесь как такового нет – по трубкам теплообменника двигается само моторное масло. При этом в радиатор смазка поступает через клапан, который открывается только по команде термостата, реагирующего на повышение температуры. На автобусах МАЗ с автоматической коробкой передач можно увидеть масляные радиаторы, которые охлаждают смазку в АКПП.
Такая схема гарантирует, что масло будет сохранять стабильную вязкость, не перегреется и не переохладится, а значит, будет сохранять свои смазывающие и защитные свойства. Основные факторы риска для масляного радиатора – механические удары и внешняя коррозия. Вибрации не оказывают столь существенного воздействия из-за более прочной конструкции, а внутренняя коррозия при соблюдении правил эксплуатации почти нереальна, ведь «теплоноситель» в данном случае по своей сути предназначен для защиты металла.
ИНТЕРКУЛЛЕР
Охладитель наддувочного воздуха МАЗ-4370
Появление турбированных двигателей на автомобильной технике объясняется тем фактом, что большее количества воздуха в топливной смеси повышает производительность ДВС. Со временем оказалось, что КПД мотора можно дополнительно поднять, если подаваемый воздух предварительно охладить, так как он в этом случае занимает меньший объем. В результате на технике появились новые теплообменники – интеркуллеры, которые обеспечивают охлаждение наддувочного воздуха.
Принцип работы радиатор-интеркуллера неизменен – в него подается воздух, отдает тепло и подается дальше в систему питания автомобиля, автобуса или спецтехники. Конструкция простая, а главными опасностями для этого теплообменника можно считать засорение воздуховодов, вибрацию и случайные повреждения.
КАК ЗАЩИТИТЬ ТЕПЛООБМЕННИКИ
Основное правило долговечности радиаторов, это соблюдение правил эксплуатации и рекомендаций по обслуживанию. Чтобы было проще понять, насколько это нужно, просмотрите таблицу, где представлены основные требования к ТО, и что дает их выполнение.
Работы по обслуживанию | Что дает | Чем грозит невыполнение |
Контроль степени затяжек крепления и исправности установочных элементов (кронштейнов, подушек) | Гарантию точности и надежности установки | Усиленной вибрацией, поломками креплений радиатора, повреждением каркаса, бачков и сердцевины |
Проверка чистоты и объема теплоносителя, периодические промывки магистрали | Сохранение производительности и других рабочих параметров, увеличение срока эксплуатации | Усилением внутренней коррозии, отложениями на внутренних стенках, снижением теплопроводности, протечками |
Внешняя чистка сот и патрубков, при необходимости промывка под давлением | Стабильность рабочих характеристик, защиту от внешней коррозии | Снижением производительности, усилением внешней коррозии, меньшей прочностью трубок и стыков |
Осмотр деталей радиатора и патрубков | Своевременность обнаружения неполадок, защиту от внезапных протечек и проблем с охлаждением (отоплением) | Поломками в самый неподходящий момент, перегревом дорогостоящих агрегатов и лишними расходами |
РЕМОНТ И ЗАМЕНА РАДИАТОРОВ МАЗ
Радиаторы под ремонт
Небольшие повреждения каркаса, крепежных элементов, бачков и трубок можно отремонтировать в подходящий для материала и элемента способ. Однако если повреждения сот составляют 15% и более, то ремонт будет слишком трудоемким и дорогим, поэтому в такой ситуации лучше заменить радиатор МАЗ в сборе. Патрубки, термостаты, крышки, температурные датчики стоят недорого, поэтому их легче и быстрее поменять, чем ремонтировать. При этом менять лучше всего комплектом, так как выход из строя одного сигнализирует о плачевном состоянии других, и чтобы не тратить время на повторный ремонт, который, вероятней всего, потребуется очень скоро, лучше сделать это заранее.
Купить радиатор МАЗ, патрубки и другие элементы конструкции теплообменника, а также все прочие комплектующие систем охлаждения и отопления можно на нашем сайте. Заказы принимаются по телефону, Е-мэйл, в чате и через автоформу. При необходимости организуем доставку в любой из регионов страны. Для постоянных покупателей и оптовиков предусмотрены персональные скидки, есть варианты для покупки запчастей в кредит.