Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
Радиатор ЗИЛ-130

Радиатор ЗИЛ-130

Радиатор ЗИЛ-130
     В 1964 году на смену ЗИЛ-164 пришла новая модель – ЗИЛ-130, после переиндексации середины 1980-ых получившая номер ЗИЛ-431410. Автомобиль существенно улучшили по сравнению с предшественником, а относительно невысокая цена позволила ему оставаться на конвейере до 2014 года (правда, уже в качестве АМУР-43140). За эти 50 лет было выпущено более 3.6 миллионов экземпляров, и с учетом неплохих показателей надежности и ремонтопригодности неудивительно, что машина до сих пор используется в больших количествах. Но, как и любой другой техники у него есть уязвимые места, как то радиаторы, которые по определению приходится ремонтировать и менять довольно часто.
 
радиатор охлаждения для ЗИЛ 130
 
Оглавление

Какие теплообменники ставят на легендарный «130-ый». 1
Радиатор-охладитель двигателя ЗИЛ. 1
Радиатор печки ЗИЛ-130. 2
Медь vs алюминий. 2
Масляный радиатор. 2
Интеркулер. 3
Причины старения и поломок радиаторов. 3
Стоит ли ремонтировать радиаторы ЗИЛа. 4

  Общее число базовых и серийных модификаций ЗИЛ-130 составляет порядка четырех десятков. Все они комплектовались разными моторами, как родными, производства Завода им. Лихачева, так и сделанными на других заводах – ЯМЗ, ММЗ, Perkins и так далее. Мощность, тип топлива, принципы питания и прочие параметры этих моторов отличались, но все они являются двигателями внутреннего сгорания, и просто не могут обойтись без системы охлаждения. В свою очередь ее обязательным компонентом является радиатор-охладитель, чья основная задача – обеспечить адекватное остывание теплоносителя перед подачей в «рубашку» блока и головки цилиндров.
 
  Кроме основного радиатора в конструкции грузовика могут присутствовать (в том числе опционально) следующие теплообменники:
 
  1. Отопитель – радиатор печки ЗИЛ, система обогрева кабины
  1. Интеркулер – охладитель наддувочного воздуха, система питания
  1. Масляный радиатор – автономный охладитель моторного масла
   При схожих принципах работы, как видим, задачи разные, поэтому конструкция и работа этих теплообменников могут отличаться в деталях. Равно, как и разными будут их сильные и слабые стороны.
 

РАДИАТОР ОХЛАЖДЛЕНИЯ ЗИЛ 130

радиатор ЗИЛ 130
 
  На 90% модификаций ЗИЛ-130 используется трубчато-ленточный теплообменник с трехрядной сердцевиной и горизонтальным расположением бачков. Форма верхнего бачка не совсем стандартная, что позволяет ему выдерживать давление в 1 кг/см2. Пробка заливной горловины имеет два клапана – впускной и выпускной. В самой системе встроен байпас, который не позволяет охлаждающей жидкости проходить через теплообменник если ее температура слишком низкая.
 
   Установочная часть радиатора, это П-образная рамка, усиленная снизу, и располагающаяся на подушке, и прикрепленная к передней поперечине рамы. К самой рамке в верхней части крепиться часть оперения моторного отсека. То есть, при колебаниях обшивки теплообменник тоже вибрирует. Другие элементы конструкции стандартные:
 
  • Нижний бачок с выходящим патрубком
  • Сердцевина из овальных тонких трубок
  • Ленточное оребрение сердцевины для увеличения теплообмена

 РАДИАТОР ПЕЧКИ ЗИЛ-130


радиатор печки ЗИЛ-130

 
Задача этого теплообменника – помощь в обеспечении приемлемого температурного режима в кабине. Принципиальная схема радиатора-отопителя такая же, однако размер и форма отличаются:
 
  • Бачки расположены по бокам конструкции
  • Оба патрубка на одном уровне и направлены в одну сторону (хотя и не обязательно)
  • Форма скорее правильный параллелепипед, чем квадрат
 
  Он тоже подключен к системе охлаждения, но уже на выходе из двигателя, а отвод снабжен краном, который в теплое время года перекрывается. При такой схеме отопление салона требует затрат только на работу вентилятора, который будет сдувать воздух с ребер теплообменника. Но с другой стороны, если двигатель выключен, то и с отопителя никакого толку.
 


КАКОЙ РАДИАТОР ВЫБРАТЬ МЕДНЫЙ ИЛИ АЛЮМИНИЕВЫЙ

 
  Трубки и оребрение сердцевины делают из алюминия или медно-латунного сплава. Какой из материалов выбрать, решать можно только сравнив особенности каждого вида, и сопоставив их с условиями эксплуатации. Мы тоже не будет заставлять вас принимать сторону одного из них, и коротко распишем особенности каждого, точнее, важные параметры, и какой из видов в нем лучше:
 
Материал Теплопроводность Ремонтопригодность Ассортимент Коррозийная стойкость Вес Цена
Алюминиевый        -         -           +              -    +      +
Медно-латунный        +         +           -              +     -      -
 
 Какие из этих пунктов важнее для вас, тот радиатор и нужно брать!
 

МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР ЗИЛ-130

 
масляный радиатор зил 130
 
   Тут все, как и других грузовиках – этот теплообменник служит только для одной цели – обеспечить нужную вязкость моторного масла. Поэтому у его конструкции есть свои особенности. Во-первых, масляный радиатор ЗИЛ-130 имеет специальный клапан, реагирующий на команды термостата. И смазка попадает в охладитель только в том случае, если температура ее выше, чем нужно.
 
  Бачков как таковых нет, по сути, это змеевик с расположением витков в одной плоскости. Трубки достаточно массивные, имеют горизонтальное оребрение, и располагаются так, что между пластинами рядов остается приличный зазор. Располагают этот теплообменник обычно спереди и ниже основного радиатора, обеспечивая приемлемый поток воздуха обоим.
 

ИНТЕРКУЛЕР ЗИЛ

 
интеркулер зил130
 
  На некоторых автомобилях из семейства ЗИЛ-130 есть еще один радиатор – охладитель наддувочного воздуха. Благодаря ему воздух для системы питания легче сжимается, а значит, можно больше его подать, что в свою очередь повышает производительность силового агрегата.
 
  Технически это самый простой из теплообменников. Через широкий патрубок воздух всасывается, в трубках охлаждается и подается дальше. Тут самое главное наличие хорошего фильтра, чтобы вместе с воздухом в интеркулер не попадал мусор, и не забивал трубки.
 

ПРИЧИНЫ СТАРЕНИЯ И ПОЛОМОК РАДИАТОРОВ

 

 
  Вибрация, а также удары рамы на неровностях дороги, это тот фактор, который одинаково негативно сказывается на всех теплообменниках. Мелкая, порой незаметная глазу тряска постепенно разрушает стыки и крепеж. Это приводит к биению при езде, что еще больше ускоряет разрушение. Чтобы минимизировать воздействие вибрации рекомендуется регулярно проверять плотность креплений, а также состояние амортизирующих подушек (со временем они твердеют и крошатся). И не стоит забывать о подвеске, от которой многое зависит.
 
   Еще одна общая для всех теплообменников проблема, это внешняя коррозия. Влага, технические жидкости регулярно попадают на металл, взаимодействуют с воздухом и разъедают поверхностные слои. Сначала процесс идет незаметно, но с появлением дефектов ускоряется в геометрической прогрессии. А так как для хорошего теплообмена все радиаторы на ЗИЛ-130 имеют сердцевину из достаточно тонкого металла, то все заканчивается плохо и относительно быстро. Исправить ситуацию поможет регулярная чистка сот, а также обработка антикоррозийными составами.
 
   Внутренняя коррозия, это удел основного радиатора-охладителя и отопителя. Несмотря на различные присадки и добавки охлаждающая жидкость остается агрессивной, и способствует разрушению теплообменников изнутри. Этот пункт можно добавить накипью, образующейся из-за высоких температур. Кроме того со временем на внутренних стенках продукты коррозии, накипь и случайный мусор сбиваются в отложения, постепенно снижая теплопроводность и забивая протоки. Отодвинуть печальный конец поможет регулярная промывка и использование сертифицированных ОЖ.
 
   Для тех радиаторов, что предполагают обдув встречным потоком воздуха и наличие прямого доступа извне, проблемой может стать пыль, пух и мелкий мусор, забивающий соты. Он накапливается, образует «шубу», которая не только мешает теплообмену, но и способствует внешней коррозии. Помимо «мягкого» мусора через отверстия радиаторной решетки и из-под днища авто могут прилетать камни, железки, твердые сучки, способные повредить не только деликатные соты, но даже бачки и установочный каркас. «Лечатся» такие недостатки регулярной чисткой и устройством дополнительной защиты. Однако монтируя дополнительные экраны или шторки нужно помнить о производительности и других важных характеристиках.
 
  Иногда причиной поломки радиатора могут стать другие элементы системы. Повреждение клапанов, насоса, вентилятора, термостата приводят к неправильному функционированию, перегревам, скачкам давления, что точно не продлевает «жизнь» теплообменника. Поэтому техническое обслуживание любой системы должно быть своевременным, максимально полным, а ремонты качественными и незамедлительными.
 

СТОИТ ЛИ РЕМОНТИРОВАТЬ РАДИАТОРЫ ЗИЛА

 
ремонт радиатора ЗИЛ-130
 
  Купить радиатор ЗИЛ-130 сегодня можно недорого, даже очень хороший. Однако при небольших дефектах ремонт восстановлением или замена отдельных компонентов все равно будет целесообразней. С другой стороны при значительных повреждениях затраты, в том числе времени и труда перевесят выгоду, а порой и просто бесполезны. Так 99% сервисных мастерских отказываются принимать радиатор в ремонт, если у него повреждено от 15% поверхности сот.
 
патрубки радиатора ЗИЛ-130
 
    В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» заказать любой радиатор ЗИЛ-130 для всех существующих модификаций, а также патрубки, крышки и прочие детали конструкции можно в любой момент. Достаточно заполнить автоформу на странице каталога. Также заявки можно присылать по электронке, а в рабочие часы заказ принять смогут операторы на телефонных линиях. Кстати, если возникли сложности с определением точной модели, к ним всегда можно обратиться за помощью. Работаем по перечислению и за наличные, предусмотрены скидки и отсрочки на оплату.
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить