Радиатор УРАЛ
Продукция Уральского Автозавода – бортовые грузовики, специальные шасси, седельные тягачи, вахтовые автобусы и прочая техника, пользуется хорошим спросом. В большинстве своем, это машины с мощными моторами, предназначенные для работы в сложных условиях. Это обуславливает определенные требования к системе охлаждения и конкретно к используемым на «Уралах» радиаторам.
Оглавление
Зачем нужен радиатор. 1
Основной охладитель. 1
Радиатор-отопитель. 1
Масляный радиатор. 2
Интеркуллер. 2
Как устроен теплообменник на автомобиле. 2
Чего боятся автомобильные теплообменники. 2
Если радиатор не работает. 3
Если задать этот вопрос водителю или автовладельцу, в 90% случаев услышим, что для того, чтобы не перегрелся двигатель. И это будет правильный ответ, но далеко не полный. Ведь теплообменников на автомобиле может быть до 5 разновидностей, и каждый из них выполняет свою задачу, а порой несколько.
Это тот самый радиатор охлаждения «Урал», который вспоминаешь в первую очередь. Расположен он, как правило, в передней части моторного отсека, сразу за радиаторной решеткой. И его задача действительно не допускать перегрева мотора. Точнее, это задача системы охлаждения в целом, а конкретно этот теплообменник «отвечает» за быстроту остывания используемого теплоносителя (антифриз, тосол, вода). Если производительность теплообменника будет недостаточной, либо он выйдет из строя, то это может привести к следующему:
Система охлаждения автомобилей «Урал» с двигателем ЯМЗ
Он находится в специальном отсеке возле салона машины, и тоже подключен к СО через специальный отвод с краном, почти сразу на выходе основной магистрали из «рубашки» двигателя. В жаркую погоду кран обычно закрывают, а когда холодает, так называемый «малый круг» активируют и радиатор отопителя «Урал» начинает выполнять свою работу.
Так как он включен в систему сразу за двигателем, то очевидно, что температура теплоносителя здесь будет максимальной. Специальный вентилятор прогоняет сквозь радиатор печки «Урал» воздух, он нагревается, и по воздуховодам попадает в кабину грузовика или «вахтовки». Кроме того радиатор-отопитель помогает предварительно остудить теплоноситель, повышая эффективность системы в целом.
Радиатор печки Урал-4320
Такой теплообменник, по крайней мере, отдельный, обычное явление для машин с автоматическими и гидромеханическими передачами. Но в случае с «Уралами» речь идет обычно об охладителе моторного масла. Его размещают рядом с основным радиатором, спереди, и его главная задача, обеспечивать остывание смазки.
Масляный радиатор Урал-375
Уже много лет турбонаддув помогает увеличить производительность мотора, и только сравнительно недавно на ДВС с турбиной стали использовать радиаторы-интеркуллеры. Дело в том, что эффективность мотора значительно повышается не только при большем содержании воздуха, но и в том случае, если его температура ниже стандартной. Вот интеркуллер и занимается этим – помогает остыть воздуху, который потом подается в камеры сгорания.
Некоторые автомобили и вахтовые автобусы народные умельцы переоборудуют под совсем уж суровые условия или в коммерческих целях, превращая один из участков системы выпуска газов «Урал» в своеобразный радиатор-отопитель для кузова. Часть труб подводится совсем близко к кузову, и помогает его обогреть, а заодно снизить громкость выхлопа.
Почти так же, как и бытовые радиаторы с жидким теплоносителем:
Интеркуллер, масляный и воздушный (газовый) радиаторы более простые в своей конструкции, так как задачи у них более ограничены и не требуется максимальная производительность.
Недостаток теплоносителя снижает эффективность радиатора, а потеря делает его бесполезным. Поэтому главная опасность, это пробои. Интеркуллер и отопитель из-за особенностей своего расположения чаще всего страдают от вибраций, ударов дороги, неквалифицированного ремонта, обслуживания и нарушения правил эксплуатации. В случае с основным и масляным радиатором к ним добавляется высокий риск механических повреждений при попадании твердых предметов, прилетающих с дороги – камней, твердых сучков, железок и прочего мусора. Соответственно, желательно защищать теплообменники от прямых ударов, но так, чтобы значительно не уменьшить доступ к ним воздуха.
Радиатор после года эксплуатации
Кстати, о мусоре, как показывает практика, основной радиатор Урал-4320 и другой техники марки часто служит намного меньше, чем то задумано производителем, как раз из-за забивания сот снаружи. Коррозия и так не самый желательный спутник, но когда в сотах сердцевины радиатора скапливается мелкий мусор, он не только снижает интенсивность теплообмена, но делает процесс коррозии непрерывным и весьма активным. Поэтому промывать радиатор снаружи под небольшим давлением нужно регулярно.
Еще одна серьезная проблема радиатора печки и основного охладителя, это маленькое сечение трубок сердцевины в сочетании с химической активностью теплоносителя (часто изначально плохим качеством) и существенной амплитудой перепадов температуры. Это способствует коррозии и отложению на стенках ее продуктов и неизбежной накипи. Так что нужно использовать только качественную охлаждающую жидкость, не допускать образования ржавчины (при недостатке ОЖ), периодически ее менять и промывать теплообменник внутри.
Если радиатор «Урал» с ЯМЗ или другим двигателем получил повреждение, то герметики можно рассматривать только, как временное средство. С учетом высоких требований ремонт должен быть максимально качественным. Однако при больших механических повреждениях, а также при невозможности эффективной промывки придется провести замену.
В интернет-магазине ООО «Лидер» можно купить радиаторы всех типов для актуальных моделей «Урал» и другие компоненты систем охлаждения и отопления по хорошей цене с доставкой по России. Заказать охладитель, отопитель или интеркуллер можно прямо на странице каталога товаров. Если возникли сомнения в применяемости или другие вопросы, можно обратиться к нашим консультантам и менеджерам в чате, по телефону, или написав на e-mail.
Оглавление
Зачем нужен радиатор. 1
Основной охладитель. 1
Радиатор-отопитель. 1
Масляный радиатор. 2
Интеркуллер. 2
Как устроен теплообменник на автомобиле. 2
Чего боятся автомобильные теплообменники. 2
Если радиатор не работает. 3
ЗАЧЕМ НУЖЕН РАДИАТОР
Если задать этот вопрос водителю или автовладельцу, в 90% случаев услышим, что для того, чтобы не перегрелся двигатель. И это будет правильный ответ, но далеко не полный. Ведь теплообменников на автомобиле может быть до 5 разновидностей, и каждый из них выполняет свою задачу, а порой несколько.
ОСНОВНОЙ ОХЛАДИТЕЛЬ
Это тот самый радиатор охлаждения «Урал», который вспоминаешь в первую очередь. Расположен он, как правило, в передней части моторного отсека, сразу за радиаторной решеткой. И его задача действительно не допускать перегрева мотора. Точнее, это задача системы охлаждения в целом, а конкретно этот теплообменник «отвечает» за быстроту остывания используемого теплоносителя (антифриз, тосол, вода). Если производительность теплообменника будет недостаточной, либо он выйдет из строя, то это может привести к следующему:
- а) Изменятся тепловые зазоры клапанов двигателя, что вызовет неполное сгорание топливной смеси, снижение КПД мотора и падение мощности
- б) Изменится густота смазки, из-за чего увеличиться износ деталей, а в худшем случае проблемы с функционалом, например, провернет вкладыши коленвала, что «лечится» только капитальным ремонтом
Система охлаждения автомобилей «Урал» с двигателем ЯМЗ
РАДИАТОР-ОТОПИТЕЛЬ
Он находится в специальном отсеке возле салона машины, и тоже подключен к СО через специальный отвод с краном, почти сразу на выходе основной магистрали из «рубашки» двигателя. В жаркую погоду кран обычно закрывают, а когда холодает, так называемый «малый круг» активируют и радиатор отопителя «Урал» начинает выполнять свою работу.
Так как он включен в систему сразу за двигателем, то очевидно, что температура теплоносителя здесь будет максимальной. Специальный вентилятор прогоняет сквозь радиатор печки «Урал» воздух, он нагревается, и по воздуховодам попадает в кабину грузовика или «вахтовки». Кроме того радиатор-отопитель помогает предварительно остудить теплоноситель, повышая эффективность системы в целом.
Радиатор печки Урал-4320
МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР
Такой теплообменник, по крайней мере, отдельный, обычное явление для машин с автоматическими и гидромеханическими передачами. Но в случае с «Уралами» речь идет обычно об охладителе моторного масла. Его размещают рядом с основным радиатором, спереди, и его главная задача, обеспечивать остывание смазки.
Масляный радиатор Урал-375
ИНТЕРКУЛЛЕР
Уже много лет турбонаддув помогает увеличить производительность мотора, и только сравнительно недавно на ДВС с турбиной стали использовать радиаторы-интеркуллеры. Дело в том, что эффективность мотора значительно повышается не только при большем содержании воздуха, но и в том случае, если его температура ниже стандартной. Вот интеркуллер и занимается этим – помогает остыть воздуху, который потом подается в камеры сгорания.
Некоторые автомобили и вахтовые автобусы народные умельцы переоборудуют под совсем уж суровые условия или в коммерческих целях, превращая один из участков системы выпуска газов «Урал» в своеобразный радиатор-отопитель для кузова. Часть труб подводится совсем близко к кузову, и помогает его обогреть, а заодно снизить громкость выхлопа.
КАК УСТРОЕН ТЕПЛООБМЕННИК НА АВТОМОБИЛЕ
Почти так же, как и бытовые радиаторы с жидким теплоносителем:
- Пара бачков на жестком каркасе (могут быть вертикальными, и размещаться по бокам, или горизонтальными, находясь сверху и снизу). Именно к ним подсоединяются входящие и выходящие патрубки радиатора «Урал», а также в них обычно находится заливная горловина с пробкой и сливной кран.
- Между собой бачки соединены большим количеством тонких трубок, обрамленных тонкими, с большой площадью пластинами. Эта конструкция называется сердцевиной, и как раз она позволяет теплоносителю интенсивно остывать.
- На каркасе расположены установочные и крепежные элементы для точной и надежной посадки радиатора на свое место.
Интеркуллер, масляный и воздушный (газовый) радиаторы более простые в своей конструкции, так как задачи у них более ограничены и не требуется максимальная производительность.
ЧЕГО БОЯТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕПЛООБМЕННИКИ
Недостаток теплоносителя снижает эффективность радиатора, а потеря делает его бесполезным. Поэтому главная опасность, это пробои. Интеркуллер и отопитель из-за особенностей своего расположения чаще всего страдают от вибраций, ударов дороги, неквалифицированного ремонта, обслуживания и нарушения правил эксплуатации. В случае с основным и масляным радиатором к ним добавляется высокий риск механических повреждений при попадании твердых предметов, прилетающих с дороги – камней, твердых сучков, железок и прочего мусора. Соответственно, желательно защищать теплообменники от прямых ударов, но так, чтобы значительно не уменьшить доступ к ним воздуха.
Радиатор после года эксплуатации
Кстати, о мусоре, как показывает практика, основной радиатор Урал-4320 и другой техники марки часто служит намного меньше, чем то задумано производителем, как раз из-за забивания сот снаружи. Коррозия и так не самый желательный спутник, но когда в сотах сердцевины радиатора скапливается мелкий мусор, он не только снижает интенсивность теплообмена, но делает процесс коррозии непрерывным и весьма активным. Поэтому промывать радиатор снаружи под небольшим давлением нужно регулярно.
Еще одна серьезная проблема радиатора печки и основного охладителя, это маленькое сечение трубок сердцевины в сочетании с химической активностью теплоносителя (часто изначально плохим качеством) и существенной амплитудой перепадов температуры. Это способствует коррозии и отложению на стенках ее продуктов и неизбежной накипи. Так что нужно использовать только качественную охлаждающую жидкость, не допускать образования ржавчины (при недостатке ОЖ), периодически ее менять и промывать теплообменник внутри.
ЕСЛИ РАДИАТОР НЕ РАБОТАЕТ
Если радиатор «Урал» с ЯМЗ или другим двигателем получил повреждение, то герметики можно рассматривать только, как временное средство. С учетом высоких требований ремонт должен быть максимально качественным. Однако при больших механических повреждениях, а также при невозможности эффективной промывки придется провести замену.
В интернет-магазине ООО «Лидер» можно купить радиаторы всех типов для актуальных моделей «Урал» и другие компоненты систем охлаждения и отопления по хорошей цене с доставкой по России. Заказать охладитель, отопитель или интеркуллер можно прямо на странице каталога товаров. Если возникли сомнения в применяемости или другие вопросы, можно обратиться к нашим консультантам и менеджерам в чате, по телефону, или написав на e-mail.