Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
КрАЗ 260

КрАЗ 260

КрАЗ 260

.


   В середине 1960-ых КБ Кременчугского Автозавода занялось разработкой нового тяжелого грузовика повышенной проходимости. К работе над проектом были привлечены специалисты из НАМИ и «Бауманки», и все равно пробная партия была готова только к 1979 году, а в серию машина пошла позже еще на два года. Главным препятствием для более быстрого запуска в производство стало отсутствие не только новых цельнометаллических кабин, но и достаточных мощностей для их изготовления.
 
    И все же машина встала на конвейер, продержавшись там до 1993 года, так и не вытеснив КрАЗ-255Б. Обе машины выпускали параллельно, пока им на смену не пришел КрАЗ-6322. Модель хорошо известна за пределами Украины, и не только в ближних государствах вроде России и Беларуси.
 
Оглавление

Как придумывали КрАЗ-260...........................................................................................1
Что получилось................................................................................................................2
Технические характеристики.........................................................................................2
Силовая установка..........................................................................................................2
Трансмиссия....................................................................................................................3
Подвеска......................................................................................................................... 3
Тормоза. ..........................................................................................................................3
Рулевое............................................................................................................................4
Электрооборудование....................................................................................................4
Другие особенности модели.........................................................................................4
Общее устройство.........................................................................................................4
Кабина............................................................................................................................4
Массово-габаритные характеристики КрАЗ-260.......................................................5
Модификации КрАЗ-260..............................................................................................5
Эксплуатационные особенности, плюсы и минусы модели.....................................6
Достоинства КрАЗ-260.................................................................................................6
Слабые стороны.............................................................................................................6

 

   КАК ПРИДУМЫВАЛИ КРАЗ-260

 
     К моменту начала разработки КрАЗ-260 в серию как раз должна была встать версия КрАЗ-255Б – модифицированный трехосник с народным названием «лапоть» или «лаптежник». Это был полноценный вездеход на колесах, нетребовательный в обслуживании и надежный в эксплуатации. Однако некоторые его технические решения сложно было назвать не то что революционными, но просто новыми. Поэтому, пока одна группа сотрудников КрАЗа ставила машину на конвейер, вторая уже занялась придумыванием ему замены.

   Главным заказчиком Кременчугского Автомобильного всегда было военное ведомство. От этого и получались автомобили с минимальным уровнем комфорта, зато простые, выносливые, с хорошей ремонтопригодностью. Как тогда было «модно» модели обычно получали основную специальную версию и гражданскую модификацию, которые в дальнейшем требовалось развивать. КрАЗ-260 тоже обречен был стать универсалом, в число задач которого входила бы транспортировка грузов и людей по дорогам всех категорий и бездорожью. Параллельно с бортовиком придумывали разные варианты шасси под установку дополнительного оборудования.
 

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

 
   А получилось все очень неплохо, целый ряд спецификаций для самых разных секторов народного хозяйства и военного назначения:
 
  •   В армии – транспортировка личного состава, амуниции, боеприпасов, а также размещение разнообразных систем вооружения. В специальных подразделениях «служили» шасси с радиолокационными установками, инженерным и другим оборудованием.
  •    На «гражданке» использовались бортовые вездеходы, лесовозы, седельные тягачи, а также самые разные модификации под специальное оборудование, в том числе строительное и разведывательно-добывающее.
  •  
  •  
  •    Специальные модели – в разных отраслях в малых количествах можно было увидеть специфические варианты КрАЗ-260 в виде топливозаправщиков, аэродромных тягачей, автокранов и так далее.
  •  
     

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

     
       Копировать КрАЗ-255Б не имело смысла, от конструкторского бюро требовались новые решения или, как минимум, более практичные и целесообразные компоновки из существующих. Главной задачей перед КБ было создание универсального грузовика, который бы в любой ипостаси показывал стабильную работу, служил без проблем и долго.
     
  • СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

  •  
       В качестве основного двигателя был выбран 300-сильный турбированный дизельный мотор ЯМЗ-238Л. Восьмицилиндровый, по два клапана на цилиндр поршневой агрегат имел объем 14.86 л, чего оказалось достаточно, чтобы машина грузоподъемностью в 9500 кг уверенно чувствовала себя на любом покрытии и без него.
  •  
  •  
  •   Новинкой для ДВС того времени стала двухступенчатая система очистки на основе пары фильтров сухого типа, а также наличие нагнетателя в системе выпуска отработанных газов. На модификации, предназначенные для работы при серьезных минусовых температурах, дополнительно устанавливалась ЭФУ «Термостат» – предпусковой подогреватель электрофакельного типа.
     
       Двигатель не из экономных, поэтому в базе КрАЗ-260 комплектовался двумя топливными баками, каждый из которых вмещал до 165 л дизтоплива. При необходимости машина оснащалась резервной 50-литровой емкостью. Все вместе позволяло проехать ей при средней скорости 55-60 км/час около 1000 километров без дозаправок, ведь средний расход на «маршевом» режиме составлял 34-38 литра на 100 км.
     

ТРАНСМИССИЯ

  •  
       Использование ДВС ЯМЗ-238Л автоматически определило вариант для коробки передач. На КрАЗ-260 устанавливалась 8-ступенчатая МКПП ЯМЗ-238Б с синхронизаторами на шестернях передних скоростей. Двухступенчатую раздатку взяли с предшественника, но немного модифицировали ее конструкцию. Установили блокиратор межосевого дифференциала с управляющим приводом электропневматического типа.
     
       Передний мост также «перенесли» с КрАЗ-255Б, предварительно доработав его конструкцию и откорректировав передаточные числа. Средний мост проходной, взаимодействие двигателя и главной передачи осуществляется с использованием двухдискового сцепления сухого типа.
     
  • ПОДВЕСКА

  •  
       Подвеска передней оси и основной тележки зависимые. Спереди используются полуэллиптические рессоры, опирающиеся на упругие подушки кронштейнов, и классические амортизаторы. Сзади пара таких же рессор, но без упора, скользящие, установлены реактивные штанги. «Чистый» дорожный просвет – 370 мм.
  • ТОРМОЗА

  •  
       Барабанного типа, с диаметром 420 мм, с колодками на всех колесах и пневматическим приводом. Привод разделенный – за управления тормозами передней и средней оси отвечает нижняя секция тормозного крана, задней – верхняя. Такое разделение позволяет использовать тормозную систему, как однопроводную или двухпроводную, повышая безопасность эксплуатации. Стояночный тормоз комплектовался пневмокамерами пружинного типа.
     
       Учли при конструкции приличный вес и возможность работать с прицепом. Для последнего предусмотрена возможность подключения к основной магистрали и электрическое управление. В системы выпуска вмонтировали дроссельную заслонку – горный или вспомогательный тормоз.
     
  • РУЛЕВОЕ


  •    Полная масса КрАЗ-260 составляла 21475 кг, что при длине машины более 9 метров исключало возможность использовать только классическую механическую систему. Автомобили получили гидроусилитель руля с силовым цилиндром и двуплечим рычагом. При этом даже при полном выходе из строя усилителя сохранялась возможность управления.
     
  • ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

  •  
       После 1963 года кременчугский автозавод стал использовать только 24-вольтовые схемы. Не стала исключением и 260-я модель, получившая стартерные АКБ 6-СТ-190 с последовательным подключением. Для зарядки аккумуляторов и питания электрооборудования применили генератор переменного тока Г-288Е с регулятором напряжения.
  •  

     ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ

     
       Расположение оборудования и защищенность важных систем позволяет КрАЗ-260 без проблем преодолевать броды глубиной до 1.2 метра. На относительно ровном и твердом покрытии машина сможет разогнаться до 80 км/час. По сравнению с 255-ой серией показатели скорости выросли, а расход немного снизился.
     
       Модель одной из первых в СССР получила бездисковые колеса со съемными бортовыми кольцами. При штатной комплектации использовали шины ВНД-201 размера 1300/530/533. Расстояние между мостами задней тележки 1400 мм, от средней оси до передней 4600 мм, колея – 21600 мм.
     
       Для повышения характеристик проходимости помимо полного привода применили удаленную систему контроля давления в шинах, односкатную ошиновку, а свесы по сравнению с предшественником заметно укоротили.
  • ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

     
       Как и для большинства кременчугских машин была выбрана капотная компоновка. Модели для перевозки личного состава или рабочих бригад комплектовались тентованой платформой и откидными скамейками. Комплектация платформ для других спецификаций зависела от требований. Рама собиралась из лонжеронов швеллерного типа и штампованных поперечин при помощи резьбового крепежа.
     
       КПП и РК не агрегатируются, а соединяются последовательно, коротким карданом. Все узлы по мере возможности получают дополнительные крепления и резиновые опоры для гашения колебаний. Карданные валы КрАЗ-260 открытого типа, передача в зависимости от модификации может иметь 4 или 5 карданов.
     
  • КАБИНА


       Цельнометаллическая, с водительским и сдвоенным пассажирским сиденьем. Водитель имеет возможность регулировать жесткость пружин кресла, его высоту, расстояние до приборной панели и наклон спинки. Пассажирское сиденье – стандартный двухместный «диван».
     
       Использована система отопления на основе радиатора и вентилятора. Отсюда же подавался теплый воздух на стекла. Есть система вентиляции, радио, система стеклоочистки с омывателем и электрическими «дворниками». Снаружи штатно располагались пара зеркал заднего обзора и кронштейн под фару-искатель.
  • МАССОВО-ГАБАРИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРАЗ-260

     
       Самой распространенной вариацией 260-ых стал бортовой грузовик шириной 2722 мм, со снаряженной массой (в том числе с лебедкой) 12 775 кг. Максимально допустимый вес груза – 9.5 тонн, при необходимости можно было использовать прицеп весом в 30000 кг (на грунте до 10 000 кг). При отсутствии груза машина имела следующие параметры:
     
  • Высота по кабине – 3230 мм
  • Высота по установленному тенту – 3115 мм
  • Высота пола платформы (погрузочная) – 1560 мм
  • Диаметр разворота и угол въезда – 27 м и 580о
  • МОДИФИКАЦИИ КРАЗ-260

     
       За время своего производства модель регулярно дорабатывалась, получая разнообразные изменения и дополнения. Несколько вариаций заслуживают отдельной статьи, а здесь вкратце представим модельный список семейства:
     
    модификация тип особенности
    КрАЗ-260А бортовой Без допбака и центробежных топливных насосов
    КрАЗ-260Г шасси Увеличенная длина платформы
    КрАЗ-260В седельный тягач Укороченная рама
    КрАЗ-260Д активный автопоезд Опытный, изготовлено 22 экземпляра
    КрАЗ-260-Л лесовоз Опытный, в серию не пошел
    КрАЗ-6437 лесовоз Выпускается до сих пор, двигатель - Weichai
     
     
    Кроме этого серийно и мелкими партиями выпускались такие автомобили и спецтехника на базе КрАЗ-260:
     
  • ЭОВ-4422 – гидравлический одноковшовый экскаватор
  • КС-3576 – специальная автокрановая установка увеличенной мощности
  • ППС-84 – понтонно-строительная самоходная станция
  • УСМ-2 – мостостроительная установка
  • АТЗ-9,3-260 – топливозаправщик
  • АЦ-10-260 – транспортировочная цистерна для светлых нефтепродуктов
  • БМ-21К – шасси для монтажа реактивных систем залпового огня
  •  
  • АЦА-5,5 на шасси КрАЗ 260
  • ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МОДЕЛИ

     
       По большому счету КрАЗ-260, это усовершенствованный КрАЗ-255Б. Однако использование более современных, порой неожиданных решений позволяют его позиционировать, как отдельную модель. Машина более эффективна в эксплуатации, отличается улучшенными экономическими параметрами, увеличился ресурс агрегатов и грузовика в целом. Несмотря на то, что самые «свежие» экземпляры выпущены почти 30 лет назад, семейство активно используется частниками и специальными службами, в том числе и по всей территории России.
     
       Интересным решением до сих пор считается наличие турбины в системе выпуска отработанных газов вместо традиционного глушителя. Часть взрывной энергии забирается на нагнетатель воздуха в камеры сгорания, и дальнейшей длины выхлопной хватает, чтобы сделать звук приемлемым. Простой, но эффективный подогреватель гарантирует запуск даже при сильных морозах Крайнего Севера.
     
  • ДОСТОИНСТВА КРАЗ-260

  • Полный привод, модернизированная ходовая и подвеска, что обеспечивает высокий клиренс, хорошую проходимость
  • Существование штатных модификаций, что позволяет подобрать оптимальную версию для любых задач
  • Усиленная конструкция рамы, трансмиссии и подвески, гарантирующие высокие показатели выносливости и солидный запас прочности
  • Благодаря модернизированной кабине работа водителя стала более комфортной, хотя до уровня современных моделей машина не дотягивает
  •  
  •  

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  •  
       Как уже было сказано, автомобиль не дотягивает до иностранных аналогов по уровню комфорта, дизайну и экологическим показателям. Также можно отметить такие недостатки как:
     
  • Недостаточный уровень обзорности из-за особенностей конструкции кабины
  • Завышенное потребление топливной смеси
  • Чрезмерные для дорожного потока и лесных дорог габариты
  • Весьма шумная работа
  •  
       Но недостатки модели по большей части искупаются ее дешевизной, приличным ресурсом и невероятной ремонтопригодностью. Причем последняя обуславливается среди прочего высоким показателем взаимозаменяемости деталей, а также тем фактом, что многие запчасти для КрАЗ-260 до сих пор можно найти без особых проблем и по адекватным ценам. А двигатели ЯМЗ 238-ой серии и сегодня числятся в производственной номенклатуре ярославского производителя, поэтому штатный ДВС можно не только отремонтировать, но по желанию заменить в сборе.
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить