Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
Коробка МАЗ

Коробка МАЗ

Коробка МАЗ
  Даже емкость для хранения инструментов первой необходимости водители минских большегрузов чаще всего называют по-простецки коробкой, хотя у нее есть гордое официальное название «ящик для инвентаря». Но в конструкции МАЗов есть куда более серьезные устройства узлы, которые тоже кличут коробками, причем на технологическом уровне. И хотя не все из них есть на каждой модели-модификации, но важность их от этого не уменьшается. Именно о них, вкратце и расскажет данная статья…
 
КПП
 
  Или полностью – коробка переключения передач, применительно к технике из Минска, обычно имеется в виду механическая, так как автоматы-вариаторы на подобных ТС как правило не используются из-за их функциональной ограниченности. Необходимость данного узла вызвана тем, что двигатели внутреннего сгорания не способны самостоятельно выдать на трансмиссию достаточно богатый диапазон скорости вращения и крутящего момента. В стандартной комплектации представляет собой набор валов, шестерен и муфт, установленных в определенном порядке в едином картере-коробке.

 

  О принципах и схемах их работы мы не единожды уже рассказывали в наших статьях, поэтому не будем повторяться, а только напомним, что их задача, это получить момент от движка (через сцепление, конечно), преобразовать его в нужный ситуации, и передать дальше. Управление в «механике» ручное, то есть, посредством рычага, расположенного в кабине, и специального механизма (кулисы), закрепленного на корпусе-картере.
 
  В свое время большинство коробок на МАЗах были ярославского производства, так как они являются частью силового агрегата, а именно ДВС ЯМЗ были самым массовым варианом оснащения «минчан». Сегодня к ним добавилось множество разновидностей от других производителей, да и сами КПП-ЯМЗ стали более разнообразными. Так что теперь МКПП на МАЗе представлены почти всеми возможными видами, от простейших 4-ех и 5-тиступенчатых, до сложных 12-ти и 16-ступок ZF под двигатели от МАН и Мерседес.
 
КПП МАЗ
 
  Говоря об узле для изменения крутящего момента, нельзя обойти вниманием мультипликатор и демультипликатор. По сути, это младшие братья многоступенчатых редукторов, коим является и КП, только имеют они обычно одну-две ступени и используются как дополнительные к основной коробки, а иногда имеющие с ней общий картер.
 
 1.   Неопытные автолюбители и просто обыватели часто путают два этих устройства, хотя они отличаются и по месту расположения, и по предназначению:
 
  •  2.   Мультипликатор-делитель – ставится перед основной КП и служит для первичного увеличение количества диапазонов двигателя, что позволяет оптимизировать нагрузку на силовой
  •  3.   Демультипликатор – устанавливается после МКПП перед карданной передачей и позволяет «разделить» каждую ее основную передачу, что повышает ходовые (тяговые) качества автомобиля
 
 Раздаточная 
 
  Иначе – раздаточная коробка МАЗ, элемент трансмиссии тех авто, где в наличии имеется больше одного ведущего моста. Это тоже редуктор, но почти никогда в его задачу не ставиться изменение-преобразование момента, но изменение вектора – распределение. То есть, задача РК, это получить вращение от силового и «раздать» его по центральным редукторам всех ведущих осей. Иногда в роли «раздатки» выступает собственно один из мостов (ближайший), где для такой цели усложнена конструктив-схема.

 

 В современном автомобилестроении все же практикуется использование раздаток как альтернативы демультипликаторам, хотя на большегрузах это явление нечастое из-за серьезности нагрузок на каждую составляющую. Если говорить о других вариантах, то возможны такие разновидности:
 
  •   Безальтернативная – распределение постоянно на все «ветки» трансмиссии
  •   Подключаемая – где один мост (чаще всего задний) подключен постоянно, а второй, например, передний, можно включать в передачу по мере необходимости
  •   Равноправная – с помощью которой можно отключить любую из осей
 
Кстати об отключении – управление данным узлом, в отличие от предыдущих, может быть не только ручным, то есть, целиком зависеть только от водителя. Также оно бывает автоматическим, когда решение вопросов по переключению принимает электроника, и полуавтоматическим, позволяющим водителю вмешиваться в работу приводов в нештатных ситуациях.
 
КОМ
 
  МАЗы, это не только бортовики и седельные тягачи. Собственно история марки начиналась с самосвалов, а потом к ним добавились названные спецификации, а также целый ряд спецавтомобилей на базе шасси МАЗ – автоцистерны, лесовозы с манипуляторыми, автокраны и многие другие. Также не стоит забывать об армейских модификациях, где стандартный вездеход в обязательном порядке оснащался лебедкой. Объединяет эти всевозможные вариации то, что дополнительному оборудованию нужен привод, и только в исключительных случаях его организовывают от дизель-мотора напрямую (ВОМ) или с помощью автономного электро или дизель-агрегата.
 
  Чаще всего нужную энергию получают посредством коробки отбора мощности – специального устройства, позволяющего подключится к трансмиссии и «снять» с нее вращение. Как правило, устанавливают КОМы на картера КПП или РК, и в таком случае из заводская конфигурация предусматривает возможность такой установки (в корпусах устраиваются специальные люки и крепления). Что касается самого процесса отбора, то он заключается в подсоединении к одной из шестерен КПП-РК, а вот передача дальше на рабочие органы осуществляется либо через кардан-вал, либо через гидронасос, как в случае с самосвальными платформами.
 
  В зависимости от потенциальных задач устройство КОМа может отличаться. Самые простые версии предполагают вращение на выходе только в одну сторону и с определенной скоростью. Более сложные предусматривают реверсный ход и изменение скорости. В большинстве своем отбор мощности проводится при стоящем автомобиле, но для коммунальной (подметальных, снегоуборочных машин и прочее) техники реализована схема подключения в движении. Также по схожему принципу могут включаться лебедки на авто повышенной проходимости и манипуляторы.
 
Обслуживание, ремонты и замены
 
 Существование разных типов и модификаций даже внутри одного вида узлов-коробок, обуславливает расхождения в нюансах их технического обслуживания, ремонтов и прочих операций. Ну а межвидовые различия очевидны и пояснений не требуют. В общем, если хотите узнать побольше о каком-то конкретном узле-агрегате, то и открывайте соответствующий раздел нашего сайта.
 
 Впрочем, есть и кое-что общее для всех названных устройств:
 
  •  Все они, так или иначе, являются набором деталей вращения, то есть, испытывают сильное истирающее воздействии на контактные поверхности. Соответственно, контроль достаточности уровня и чистоты смазки должен быть самым строгим
  •  Вибрации, удары ходовой и весовые деформации, плюс собственная работа могут стать причиной ослабления креплений, так что проверка затяжки резьбовых соединений и устранение дефектов тоже должны проводиться регулярно
  •  Даже самое скрупулезное обслуживание не нивелирует на 100 % факторов старения материалов и рабочего износа, и уж тем более не защищает от непредвиденных форс-мажорных ситуаций. Поэтому проверка целостности и правильности конфигурации всех деталей тоже на совести водителя-механика
 
  И если дефект все же обнаружился, то ремонт-восстановление нужно выполнять максимально быстро, а комплектующие на замену стоит брать только должного качества, например, такие, как предлагает наша компания ООО «Лидер» - проверенные и сертифицированные (плюс, по хорошей цене). Купить их можно оптом и в розницу, за наличные или рассчитавшись по безналу. Возможно предоставление отсрочек и скидок по индивидуальным схемам. Покупки пересылаем через перевозчиков во все регионы России, доставка до ТК бесплатная.
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить