Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
Гидромуфта МАЗ

Гидромуфта МАЗ

Гидромуфта МАЗ
  Рассказывая о гидравлической муфте как о конструктив-элементе автомобилей Минского Автозавода, наверное, можно было бы для примера взять ту, что используется в сочетании со сцеплением. Вот только авто с гидромеханическими трансмиссиями у МАЗа не так уж и много, поэтому наш выбор пал на ее «меньшую сестру», используемую в системе охлаждения дизель-двигателя. Она тоже весьма важна для нормального функционирования силового агрегата, конструктив максимально схож, но при этом моделей-модификаций, где она встречается, существенно больше, соответственно и лиц, заинтересованных в подробном знакомстве с ней значительно больше…
 
Что такое и зачем
 
  По сути, гидромуфты в охлаждающих системах выступают одним из возможных вариантов обустройства приводов вентиляторов. Если кто забыл, то ДВС МАЗов охлаждается за счет циркуляции в полостях стенок блока и головки цилиндров (так называемой «рубашке») жидкого теплоносителя. Он снимает тепло с двигателя, затем «сбрасывает» эти излишки через радиатор-теплообменник и снова возвращается к мотору для повторного круга. В ряде ситуаций естественного теплообмена недостаточно, и радиатор приходится обдувать. Крутить лопасти может электромоторчик, механическая пара «шкив-ремень» от коленчатого вала, вискомуфта или наша героиня.

 

  О прямой механике даже не стоит вспоминать, потому как данный вариант имеет целый ряд недостатков, как то постоянное вращение всех составляющих (или сложная система включения-выключения), сильный контактный износ, жесткое сопротивление и так далее. Электропривод штука хорошая, но требует отдельную цепь с датчиками-контроллерами, предохранителями и реле, которые периодически норовят «сойти» с клемм. Виско- или вязкостная муфта хороша, но немного дороже и по ряду моментов проигрывает гидравлической, так что последняя на данный момент является одной из наиболее востребованных вариаций.
 
 Если разобрать функционал более подробно, то гидромуфта осуществляет:
 
   1. - собственно саму передачу, то есть, заставляет крутиться пропелер;
 
   2. - плавное включение-выключение обдува;
 
   3. - компенсацию обратного усилия (когда лопасти крутятся «назад» под напором встречного воздуха).
 
  Но следует помнить, что сама по себе она неспособна регулировать режимы, и потому к ней « в придачу» обязательно идет регулятор-выключатель. Именно он воспринимает изменение температуры ОЖ и в соответствии с этим подает команды на приводную составляющую.
 
Устройство-работа
 
  Представьте себе полый бублик (по научному – тор), разрезанный по середине плоскости. Его «половинки» немного отодвинуты и на их внутренних кольцевых «каналах» устроены перемычки-лопасти, причем у одной из частей таких лопастей всегда минимум на одну меньше. Так вот, это и есть главный инструмент для плавной передачи вращения – ведущее и ведомое колесо ГМ. Первое закреплено на кожухе, а он сам жестко крепиться на валу, который через шлиц-соединение переходит в коленвал. То есть, имеется неразрывное соединение с мотором. Ведомый «полубублик» тоже находиться внутри корпуса-кожуха и посажен на свой вал, опертый на один подшипник здесь, и еще один в ступице шкива, а уже на его хвостовике зафиксирована ступица крыльчатки.

 

  Регулятор-выключатель размещают на входном патрубке «рубашки», то есть там, где градус ОЖ наименьший, и состоит из корпуса с каналами-протоками, клапана, перекрывающего эти протоки, и термосилового датчика, предназначенного для воздействия на этот клапан. Термодатчик устроен по схожему принципу с термостатом радиатора, он заполнен веществом (обычно гранулированный воск, смешанный с твердыми частицами), имеющим определенную температуру плавления. В динамике работа всего узла проходит по следующему принципу.
 
  При нагреве теплоносителя до «неприличных» значений начинает плавиться наполнитель термодатчика. Так как при переходе в жидкое состояние вещество расширяется, то из-за этого увеличивается корпус термосиловика и оказывается давление на шток-клапан. Происходит открытие и в рабочую полость гидромуфты начинает поступать масло. Так как ведущее колесо-полутор вертится непрестанно, то масло закручивается и начинает вращать колесо ведомое. И чем полнее будет корпусная полость, тем скорость на выходе интенсивней, но благодаря некоторой «отсрочке» переход ведомого из спокойного состояния происходит постепенно и без рывков-стуков.
 
  Кстати, если вы были внимательны, то должны вспомнить, что есть количественное несоответствие между лопатками ведущего-ведомого полубубликов. Благодаря этому, а также правильно выставленному расстоянию гарантируется требуемая скорость вращения.
 
  Когда температурные показатели в системе вернутся к приемлемому уровню, воск в термосиловом застынет, он уменьшиться и клапан подачи закроется, а по специальному маслоотводному каналу рабочая жидкость уйдет в специальный поддон и передача-привод прекратится также плавно, как начиналась.

 

  Описанный процесс характерен для автоматического режима, а между тем привод обычно еще можно выставлять в два других положения – постоянно включен или выключен. Их активация выполняется на граничных режимах работы, но бывает, что может потребоваться и как принудительная, например, при возникновении неисправностей, как «аварийка». Впрочем, это уже тонкости, к тому же, доступные не всем версиям данного гидроустройства.
 
Обслуживание и ремонт
 
  Если сравнивать КПД с механикой, то гидромуфта, безусловно, уступает, но отдачи вполне достаточно, чтобы обеспечить нужную скорость вращения вентилятора, а почти полное отсутствие элементов зацепления и физического прямого контакта уменьшает интенсивность износа деталей. Вкупе с простотой устройства это обуславливает ненужность специального технического обслуживания, хотя о кое-каких моментах все же стоит помнить:
 
   1. - контролируйте целостность деталей;
 
   2. - периодически проверяйте прочность креплений и соединений;
 
   3. - регулярно проверяйте уровень масла.
 
  Отдельно нужно уделить внимание регулятору – в установленные периоды, а также при явных признаках сбоев включения нужно проверять соответствие реальной реакции на температуру с установленной. Возможно, потребуется регулировка данного элемента, которая проводится путем изменения количества ограничивающих колец (чаще всего приходится убирать «лишние», хотя бывает и наоборот).
 
   Если говорить о ремонте, то восстановление отдельных деталей практикуется достаточно редко, и обычно в качестве временной меры. Гораздо чаще выполняется замена компонентов, а еще проще заменить муфту в сборе, потому что многие из ее составляющих при демонтаже требуют использования специфического инструмента, имеющегося на специализированных сервисах, но у очень малого числа водителей-владельцев. Естественно, что при подборе замены следует внимательно отнестись к модификации устройства и убедится, что оно подходит именно для вашего авто. А еще обязательно нужно помнить о том, что качество новых деталей должно быть не хуже штатных, ведь от них будет зависеть «здоровье и долголетие» дизель-агрегата.
 
   В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» вы можете купить действительно качественные, сертифицированные изделия, причем по адекватной цене. Кстати, стоимость может быть меньше той, что указана в основном каталоге, например при оптовом заказе или для наших постоянных клиентов. Работаем по безналу, принимаем наличные, предусматривается предоставление отсрочек на индивидуальной основе. Жители других регионов свои покупки могут получить посредством пересылки транспортными компаниями (доставка до офисов перевозчиков бесплатная). Заявки принимаются по телефону, через электронную почту и на сайте.
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить