Автомобили КрАЗ
Совсем недавно Кременчугский Автомобильный завод объявил о своем банкротстве. Последние лет 20 объемы производства на предприятии били «стабильно нестабильными» и постоянно снижались, а теперь строить КрАЗы и вовсе не будут. И хотя марка украинская, но очень хорошо знакома российскому пользователю. Большое количество этих грузовиков и шасси эксплуатируются в РФ, поэтому подобная новость весомый повод напомнить о марке, например, о тех автомобилях КрАЗ, которые выпускались в Кременчуге и поставлялись в Россию…
Небольшой городок в полтавской области стал объектом внимания руководящих лиц советской промышленности сразу после завершения ВОВ. В Кременчуг приехали представители Главмостстроя для организации тут производства мостовых конструкций, прокатной базы и разнообразных механических компонентов. Всего за год был не только готов проект, но и производственные мощности, и следующие 8 лет здесь активно делали мосты. Отсюда конструкции разъехались по всему СССР, став основой для 27 километров переправ через украинские, российские, белорусские, прибалтийские и другие реки.
Когда с дорогами и мостами стало полегче, мостовой завод реорганизовали в комбайновый. И два с лишним года здесь выпускали разнообразную сельскохозяйственную технику, а также комплектующие для ее ремонта. В 1958 году началась очередная реорганизация, и не в малой мере этому поспособствовало то, что другой, более старый и известный завод кардинально менял свой профиль.
Ярославский Автомобильный было решено перепрофилировать на разработку силовых агрегатов и трансмиссий, а выпускаемые им машин, часть оборудования и даже некоторых специалистов «раздать» другим предприятиям. Кременчугу достались тяжелые грузовики, которыми здесь весьма успешно занимались до последнего времени.
Уже к концу 1959 года завод смог поставить в серию первые модели большегрузов модификации перенесенной серии ЯАЗ-210:
…И один из корейских клонов – Sungri-58NA
Перечисленные автомобили КрАЗ комплектовались двухтактными двигателями ЯАЗ, и при всех своих плюсах не могли похвастаться экономичностью, комфортабельностью и производительностью. Поэтому на предприятии практически одновременно с постановкой их на конвейер занялись проектированием новых моделей. И уже в середине 1960-ых в серию пошли очередные, на этот раз собственные машины:
Хотя изначально автомобили КрАЗ 255-ой серии планировались только в виде бортовых грузовиков и шасси под установку специального оборудования, на их базе потом строились также серийные седельники, лесовозы, самосвалы, аэродромные тягачи и масса других типов машин, которые объединялись отменными показателями проходимости.
Все машины этого периода получали 4-тактные, более мощные двигатели, улучшенное рулевое управление, трансмиссию и подвеску. Большим плюсом стало то, что с этих моделей началась значительная унификация комплектующих, в том числе и с автомобилями МАЗ. Например, колеса на многих моделях Минского и Кременчугского заводов еще долго были одинаковыми или взаимозаменяемыми. Впрочем, этого следовало ожидать, ведь автозавод в Минске появился точно так же, как и в Кременчуге – сюда тоже передали производство некоторых моделей ЯАЗ при реорганизации последнего.
В последующие два десятилетия каждая из моделей получила продолжение, особенно в этом плане отличился КрАЗ-255Б. Но значимыми, и при этом достаточно новыми разработками можно назвать два семейства:
Многие называют 260-ый модификацией 255-го, и во многом это соответствует действительности. Но все же количество внесенных изменений и внедренных новшеств позволяют вынести эти машины в отдельные базовые семейства.
После развала СССР пару лет «по инерции» все еще выпускались автомобили КрАЗ, которые ни технически, ни по своим эксплуатационным характеристикам не могли соперничать с другими марками. Да, у КрАЗов оставалась их невероятная выносливость, неприхотливость и потрясающая ремонтопригодность. Но ситуация на рынке и в автопроме изменилась, чтобы удержаться на «волнах коммерции» нужно было предлагать новые модели. Достаточно скоро были представлены сразу несколько свежих разработок, среди которых можно отметить следующие:
За исключением 6510-го, все автомобили КрАЗ, выпущенные после 1993 года, оказались вполне конкурентоспособными, пользовались спросом не только в Украине, России и других странах СНГ, но регулярно отправлялись на экспорт в страны дальнего зарубежья. Поспособствовало популярности и существование в течение некоторого времени совместного холдинга KrAZ-Iveco. Неудивительно, что только пару десятилетий назад в модельном ряде марки появились автомобили с бескапотной компоновкой. Кстати, ставшие очень популярными в категории разнообразной коммунальной техники и машин специального назначения.
КрАЗ-7634 – четырехосное полноприводное шасси специального назначения
«Беспилотник» на базе КрАЗ-Спартанец
Еще одним плюсом для марки стало смещение акцентов – во все времена конструкторы местного КБ в первую очередь уделяли внимание рабочим качествам моделей, а с 2000-ых на передние планы также вышли забота о комфорте пользователей и презентабельность техники. Сегодня на дорогах и вне их КрАЗы активно эксплуатируются по всему миру, можно даже встретить модели возрастом в 30-40 и даже больше лет. Возможно, банкротство предприятия, это лишь временное явление, и когда-нибудь Кременчуг объявит о возрождении завода и появлении новых, быть может даже летающих грузовиков.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КРАЗА
Небольшой городок в полтавской области стал объектом внимания руководящих лиц советской промышленности сразу после завершения ВОВ. В Кременчуг приехали представители Главмостстроя для организации тут производства мостовых конструкций, прокатной базы и разнообразных механических компонентов. Всего за год был не только готов проект, но и производственные мощности, и следующие 8 лет здесь активно делали мосты. Отсюда конструкции разъехались по всему СССР, став основой для 27 километров переправ через украинские, российские, белорусские, прибалтийские и другие реки.
Когда с дорогами и мостами стало полегче, мостовой завод реорганизовали в комбайновый. И два с лишним года здесь выпускали разнообразную сельскохозяйственную технику, а также комплектующие для ее ремонта. В 1958 году началась очередная реорганизация, и не в малой мере этому поспособствовало то, что другой, более старый и известный завод кардинально менял свой профиль.
Ярославский Автомобильный было решено перепрофилировать на разработку силовых агрегатов и трансмиссий, а выпускаемые им машин, часть оборудования и даже некоторых специалистов «раздать» другим предприятиям. Кременчугу достались тяжелые грузовики, которыми здесь весьма успешно занимались до последнего времени.
ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ
Уже к концу 1959 года завод смог поставить в серию первые модели большегрузов модификации перенесенной серии ЯАЗ-210:
- КрАЗ-214 – модификацию, разработанного в Ярославле 7-тонника ЯАЗ-214 – трехосного бортовика повышенной проходимости
- КрАЗ-219 – еще одна модификация, на этот раз ЯАЗ-219 с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 12 тонн
- КрАЗ-221 – седельный тягач с укороченной базой и приводом на средний и задний мосты
- КрАЗ-222 – карьерный самосвал с короткой базой, ставший впоследствии прототипом для корейских Jaju-64
…И один из корейских клонов – Sungri-58NA
4 ВМЕСТО 2
Перечисленные автомобили КрАЗ комплектовались двухтактными двигателями ЯАЗ, и при всех своих плюсах не могли похвастаться экономичностью, комфортабельностью и производительностью. Поэтому на предприятии практически одновременно с постановкой их на конвейер занялись проектированием новых моделей. И уже в середине 1960-ых в серию пошли очередные, на этот раз собственные машины:
- КрАЗ-257 – многоцелевой тяжелый грузовик с колесной формулой 6х4, пришедший на смену КрАЗ-219
- КрАЗ-256Б – карьерный самосвал, замена КрАЗ-222 «Днепр»
- КрАЗ-258 – седельный тягач для замены КрАЗ-221, способный работать с самыми разными версиями полуприцепов
- КрАЗ-255 – заменившее КрАЗ-214 легендарное базовое семейство трехосников повышенной проходимости, ставшее основой для большого количества спецификаций и модификаций
Хотя изначально автомобили КрАЗ 255-ой серии планировались только в виде бортовых грузовиков и шасси под установку специального оборудования, на их базе потом строились также серийные седельники, лесовозы, самосвалы, аэродромные тягачи и масса других типов машин, которые объединялись отменными показателями проходимости.
Все машины этого периода получали 4-тактные, более мощные двигатели, улучшенное рулевое управление, трансмиссию и подвеску. Большим плюсом стало то, что с этих моделей началась значительная унификация комплектующих, в том числе и с автомобилями МАЗ. Например, колеса на многих моделях Минского и Кременчугского заводов еще долго были одинаковыми или взаимозаменяемыми. Впрочем, этого следовало ожидать, ведь автозавод в Минске появился точно так же, как и в Кременчуге – сюда тоже передали производство некоторых моделей ЯАЗ при реорганизации последнего.
ЗНАЧИМЫЕ МОДЕЛИ КОНЦА «СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»
В последующие два десятилетия каждая из моделей получила продолжение, особенно в этом плане отличился КрАЗ-255Б. Но значимыми, и при этом достаточно новыми разработками можно назвать два семейства:
- КрАЗ-250 – выпущенный в 1978 году тяжелый трехосный грузовик, ставший основой для последующих «гражданских» модификаций
- КрАЗ-260 – запущенный в производство в 1979 году большегруз с колесной формулой 6х6
Многие называют 260-ый модификацией 255-го, и во многом это соответствует действительности. Но все же количество внесенных изменений и внедренных новшеств позволяют вынести эти машины в отдельные базовые семейства.
И НА ПОСЛЕДОК
После развала СССР пару лет «по инерции» все еще выпускались автомобили КрАЗ, которые ни технически, ни по своим эксплуатационным характеристикам не могли соперничать с другими марками. Да, у КрАЗов оставалась их невероятная выносливость, неприхотливость и потрясающая ремонтопригодность. Но ситуация на рынке и в автопроме изменилась, чтобы удержаться на «волнах коммерции» нужно было предлагать новые модели. Достаточно скоро были представлены сразу несколько свежих разработок, среди которых можно отметить следующие:
- КрАЗ-6443/6446 – седельные тягачи с приводом на все колеса или только на задний и средний мосты
- КрАЗ-6510 – карьерный самосвал грузоподъемностью 13 500 кг, на его основе потом было разработано несколько других спецификаций, в том числе седельный тягач и шасси под спецоборудование
- КрАЗ-6322 – многоцелевые полноприводные трехосники, пришедшие на смену легендарным вездеходам КрАЗ-255Б и КрАЗ-260
- КрАЗ-6505 – семейство самосвалов грузоподъемностью 16-20 тонн
- КрАЗ-5233 – неожиданные для марки двухосные автомобили с колесной формулой 4х2 и 4х4, получившие множество гражданских, специальных и военных модификаций
За исключением 6510-го, все автомобили КрАЗ, выпущенные после 1993 года, оказались вполне конкурентоспособными, пользовались спросом не только в Украине, России и других странах СНГ, но регулярно отправлялись на экспорт в страны дальнего зарубежья. Поспособствовало популярности и существование в течение некоторого времени совместного холдинга KrAZ-Iveco. Неудивительно, что только пару десятилетий назад в модельном ряде марки появились автомобили с бескапотной компоновкой. Кстати, ставшие очень популярными в категории разнообразной коммунальной техники и машин специального назначения.
КрАЗ-7634 – четырехосное полноприводное шасси специального назначения
«Беспилотник» на базе КрАЗ-Спартанец
Еще одним плюсом для марки стало смещение акцентов – во все времена конструкторы местного КБ в первую очередь уделяли внимание рабочим качествам моделей, а с 2000-ых на передние планы также вышли забота о комфорте пользователей и презентабельность техники. Сегодня на дорогах и вне их КрАЗы активно эксплуатируются по всему миру, можно даже встретить модели возрастом в 30-40 и даже больше лет. Возможно, банкротство предприятия, это лишь временное явление, и когда-нибудь Кременчуг объявит о возрождении завода и появлении новых, быть может даже летающих грузовиков.