Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
Коробка отбора мощности МАЗ

Коробка отбора мощности МАЗ

Коробка отбора мощности МАЗ
 Одна из сильных сторон МАЗа как марки, это внушительное разнообразие номенклатуры. Причем касается оно не просто моделей-модификаций, но самое их спецификаций. История Минского Автозавода начиналась с самосвалов, затем появились бортовые машины, а вслед пошли седельные тягачи и масса шасси с разными специализациями, то есть, с дополнительным оборудованием. Все это оснащение нуждается в приводе, и как раз эту задачу – перевод энергии, производимой двигателем для трансмиссии на допоборудование, призваны решить коробки отбора мощности, специальные механизмы, позволяющие подключится к основной передаче и использовать «штатный» крутящий момент в других целях…
 
Назначение 
 
  Вкратце мы уже объяснили – устройство, которое может включиться в общую передачу и «снять» вращение с переведением ее на нужный вектор. Технически, это парочка шестерен-валов, заключенных в общий картер, но имеющая возможность установки-присоединения к объекту отбора. Снимается мощность обычно с коробки переключения передач или раздатки, для чего на КП и РК под такие нужды предусматривают специальный люк и крепления. Непосредственно подключение-отбор проводится через зубчатые колеса, а передача дальше на рабочие органы может быть либо карданной, либо через гидронасос.
 
Альтернативный вариант с валом отбора мощности (ВОМ), подключаемом к двигателю, на грузовиках вообще и МАЗах в частности не прижился из-за ряда технологических, а еще больше экономических нюансов, и применяется в основном на тракторах.
 
   При проектировке автомобилей КОМ разрабатывается индивидуально под модификацию, но высокая степень унификации, характерная для минчан, не получила исключения и на данном участке – многие модели могут использоваться на самых разных автомобилях. А если резюмировать основные требования к КОМам, то получим примерно такой список:
 
 1.- должны быть достаточно компактны, но в то же время прочны (оптимальный баланс между потенциальными задачами и минимизацией деталей);
 
 2.- обязаны обеспечивать расчетное передаточное отношение, то есть, отдача соответствует запросу к оборудованию;
 
 3.- крайне желателен собственный большой ресурс и подключение таким образом, чтобы нивелировать большую часть опасности для КПП-РК из-за появления дополнительных элементов.
 
 Ну, и очень неплохо было бы, чтобы вся дополнительная «ветка» при работе потребляла не слишком много топлива.
 
Где используются КОМы
 
  Самый очевидный вариант для МАЗов, это грузовики-самосвалы. Как правило, подъемное оборудование их платформ основано на гидродинамике, использовании физических свойств жидкости при повышении давления в емкости. Повышает пресловутое давление специальный насос, а вот приводится он в действие как раз КОМом. По тому же принципу часто устроены и другие спецшасси с гидравлическим оборудованием – манипуляторы, подъемники соответствующего типа и так далее.
 
  Автоцистерны, машины с лебедками и автокраны чаще используют вариант с кардан-передачей, а вот различная коммунальная техника – снего- и мусороуборочные машины, а также автобульдозеры, автобетоносмесители и прочее могут иметь самые разные варианты. Кстати, спецмашины типа последних перечисленных отличаются от всех остальных тем, что на них ставится коробка отбора мощности МАЗ с возможностью подключения к трансмиссии именно на ходу. Все остальные версии обычно приводятся в рабочее положение только при остановленном автомобиле, и некоторые из них даже оборудуются специальными блокираторами-ограничителями, не позволяющими активировать КОМ в движении.
 
   Практически никогда подобное дополнение не встречается на седельниках, а вот бортовики частенько нуждаются в наличии такого устройства. Правда, здесь речь идет об отдельной категории – авто повышенной проходимости. Для страховки на них устанавливают лебедки, способные вытащить машину в тех ситуациях, когда она попадает в совсем уж откровенное бездорожье, и просто нет нормального зацепления для колес. Так вот здесь тоже есть своя тонкость – КОМы для лебедок (и еще ряда допорганов) имеют в отличие от стандартных, функцию реверсного хода, то есть, вращение на выходном валу осуществляется как в одну, так и другую сторону.
 
Как работает и что ломается
 
  Стандартным вариантом схемы подключения-работы можно считать тот, что применяется на автокранах – КС-3577.-2.14.100-1. Суть реализованной системы заключается в том, что мы имеем одноступенчатый редуктор с пневмоприводом включения. То есть, при команде на подключение, в пневмокамеру подается воздух, двигает штифт и толкатель, они смещают ведущую шестерню КОМа, вводя ее в зацепление с ведомой МКПП. Как раз элементы пневмопривода могут считаться одним из самых слабых мест конструкции, особенно это касается уплотнительных мембран. С другой стороны их замена дело недолгое и не особо сложное. И если не дожидаться разрыва в процессе работы, а менять износившиеся мембраны по итогам техосмотров, то эту опасность можно нивелировать.
 
  Наличие подвижных деталей, в том числе и вращения, обуславливает необходимость в качественной смазке. Выполняется она разбрызгиванием, поэтому в обязанность водителя-механика входит периодический контроль за состоянием и уровнем смазочного материала в картере. Существуют определенные пределы износа для всех запчастей, и при превышении их также стоит провести замену, потому что работа в таком состоянии чревата потерями в передаче, сбоями и усиленным износом комплектующих сопрягаемых узлов. Деформированные из-за повышенных нагрузок элементы выправляют или тоже меняют.
 
  Повышенный шум при вроде бы нормально работающем КОМе обычно свидетельствует о неправильном зацеплении шестеренок. Это тоже грозит ускоренным истиранием а то и поломками, поэтому если у вас проявляется подобный акустический эффект, то стоит отрегулировать зацепление, благо выполняется эта процедура очень просто. В месте присоединение картеров КОМ-КПП (или КОМ-РК) установлены прокладки, и меняя их количество, вы тем самым, изменяете площадь контакта зубчатых колес.
 
Отдельно стоит отметить стороннюю проблему – нарушение регулировок (неполное выключение) сцепления из-за чего возникают трудности с включением отбора мощности даже при полностью исправных редукторах. Дополнительным «симптомом» данной проблемы будет «рык» шестеренок, а «лечение» предсказуемое – регулировка сцепления.
 
Если поломался
 
  Современные системы отбора и связанное с ними рабочее оборудование, как правило, оснащают рядом защитных элементов, обеспечивающих безопасность в случае отказа-поломки КОМа. Но даже обыкновенный простой из-за неспособности выполнить поставленную задачу явление малоприятное. Поэтому старайтесь поддерживать узел в полной «боеготовности» для чего нужно неукоснительно выполнять рекомендации по техобслуживанию. А если поломка все же случилась, то для замены используйте исключительно качественные комплектующие. Например, такие, как может предложить вам наша компания ООО «Лидер».
 
  Все наши товары, это сертифицированные изделия от проверенных производителей, и на каждое предоставляется гарантия. При этом свих покупателей мы можем порадовать очень даже приемлемыми ценами, в особенности тех, кто делает оптовый заказ или становиться нашим постоянным клиентом.
 
  Связаться для уточнения интересующих вопросов или сразу для подачи заявки на приобретение, можно по телефону, Е-мэйл и посредством формы на нашем сайте. Работаем с наличными и безналом, возможно оформление отсрочки на оплату (после индивидуального обсуждения). Покупку выдаем на центральном складе или отправляем подходящим (можете выбрать сами) перевозчиком по указанному адресу. Пересылка только по России, доставка до ТК бесплатная.
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить