Насос водяной МАЗ
Современный автомобиль из числа коммерческого транспорта, и минские грузовики не исключение, представляет собой комплекс механизмов, агрегатов и систем, где каждая из составляющих очень важна, так как служит не для красоты, но для выполнения определенных, необходимых для общего функционала задач. Центром всего, главной частью конструкции, безусловно, является двигатель, но его нормальная работа зависит от других узлов, и водяной насос на МАЗ один из таких функционально полезных компонентов…
Как легко догадаться из названия, данное приспособление служит для перекачки воды. Хотя, если быть точным, то чистую «аш-два-о» ему качать не приходится с того самого момента, как было обнаружено, что добавление в нее присадок существенно повышает технические возможности этой жидкости. Дело в том, что данном случае речь идет о помпе, обеспечивающей циркуляцию в системе охлаждения двигателя, и чтобы стало все предельно ясно, стоит познакомиться с ней и ее задачами более подробно.
На самом деле задача у СО одна – организация оптимального температурного режима для ДВС. Любой подобный мотор, и дизеля на МАЗах в том числе, при работе нагреваются. В первую очередь за счет самой сути работы – сгорания топливосмеси, во вторую из-за большого количества двигающихся-трущихся деталей. Практически с самого начала автомобилестроения был предложен вариант, в котором охлаждение организовывалось путем подачи на двигатель воздушного потока. Что-то схожее сегодня можно увидеть на мотоциклах и «Запорожцах», но растущие мощности не позволяли оставить подобную схему для других авто, тем более большегрузов.
В итоге был реализован вариант, при котором стенки и головка блока цилиндров выполнялись пустотелыми, и эти полости были соединены трубками с радиатором – теплообменником, использовавшем тот же встречный воздушный поток для остуживания залитой в получившуюся замкнутую систему воды. Циркуляция выполнялась самотеком, за счет разницы температур, и поначалу этого тоже было достаточно, но совсем скоро пришлось совершенствовать схему – улучшать радиаторы-охладители и добавлять в нее нагнетатель, чтобы обеспечить более быстрое прохождение охлаждающей жидкости.
Да-да, именно ОЖ, потому что потребовалось еще одно вмешательство – изменение химического состава теплоносителя для большей его эффективности в контексте поставленного задания. Впрочем, это тема для отдельной статьи, а сейчас о том, что собой представляет насос водяной МАЗ и есть ли какие-то особенности, отличающие его от прочих
Из-за ряда конструктивных отличий самих автомобилей даже в случае с одними и теми же дизель-моторами конфигурация и габариты насосов могут отличаться, при этом основные принципы работы сохраняются. МАЗы не зря славятся высокой надежностью и ремонтопригодностью, а один из факторов, гарантирующих это, простота устройства. К МАЗовским помпам это относится в первую очередь.
Представьте себе емкость (корпус, обычно выполняется из чугуна), встроенную в общий трубопровод. Внутри этого корпуса расположен вал на подшипниках. С одной стороны он выходит наружу и на нем размещен шкив, имеющий привод от коленвала мотора. С другой стороны, то есть, внутри корпуса находится крыльчатка. Соответственно, при работе движка крыльчатка будет вращаться, и центробежная сила, создаваемая ее лопастями погонит жидкость по кругу.
На самом деле все не так примитивно, и вследствие немалой интенсивности работы (постоянно при запущенном двигателе) в конструктив узла добавлено множество деталей для повышения его надежности и сохранения функционала на должном уровне. Просто минчане используют множество разных агрегатов от отечественных и импортных производителей, и расписывать каждую вариацию заняло бы слишком много времени и места. Так что если вас интересует конкретная модель, или как минимум вариант для определенной модификации авто, то стоит найти именно ее, а мы сосредоточимся на версии для ЯМЗ-236.
Для данной модели помпы может считаться характерной неисправностью течь воды из уплотнения крыльчатки. Дело в том, что здесь для герметизации ставятся текстолитовые кольца, которые изнашиваются раньше других деталей-элементов. Опасна течь в первую очередь для подшипников, а выход их из строя приводит к отказу всего узла. Выявляется проблема при визуальном осмотре (наличие течи из дренажного отверстия в корпусе). Устраняется такой дефект просто – кольцо-уплотнитель переворачивается на другую сторону или заменяется на новое. В любом случае, а также для ремонта-замены других внутренних деталей все равно потребуется снять и разобрать насос. И делать это нужно правильно, в установленном порядке, дабы не допустить повреждения других элементов и выполнить саму работу качественно. Для этого:
1. - ослабляем крепеж натяжного устройства и освобождаем приводной ремень;
2. - сливаем из системы рабочую жидкость;
3. - убираем подводящий патрубок и ослабляем крепление отводящего;
4. - отворачиваем фиксаторы и аккуратно снимаем помпу;
5. - постукивая легонько, выводим корпус с отводящего патрубка;
6. - фиксируем крыльчатку (можно за шкив) и выворачиваем заглушку из резьбы;
7. - специальным съемником спрессовываем крыльчатку с вала;
8. - отгибаем стопорные усы и извлекаем уплотнение в сборе (манжета, пружина, каркас);
9. - опять же съемником спрессовываем шкив;
10. - вынимаем стопор-кольцо из корпуса и достаем вал вместе с подшипниками и водосбрасываетелями.
Естественно, если речь идет о замене только уплотнителя, то без двух последних пунктов можно обойтись, приступив непосредственно к устранению неполадки. Ели нет, а тем более если поврежден латунный корпус торцевого уплотнения, то понадобится снять и его.
Обслуживание
Собственно, контролем над сохранностью целостности сальника при техобслуживании именно водяного насоса МАЗ, а также стандартной для любых узлов проверкой резьбовых соединений можно было бы ограничиться. Но есть еще одна обязательная процедура, которую нужно соблюдать в отношении помп и их приводов – проверка натяжения ремня на шкивах. Степень натяжения устанавливается для каждой модификации, а восстановить нормальные показатели очень легко при помощи регулировочного винта.
Само собой, необходимо соблюдать предписания, касающиеся обслуживания всей системы, тем более что некоторые из них касаются помпы напрямую:
Если первые два пункта целиком на совести владельца-водителя, то с последним наша компания ООО «Лидер» с удовольствием вам поможет. В нашем интернет-магазине вы можете найти, выбрать и купить как водяные помпы в сборе МАЗ, так и комплектующие к ним. Все товары, представленные в каталоге, соответствуют стандартам и сертифицированы согласно нормам РФ, на каждое изделие (кроме расходных) предоставляется официальная гарантия.
Цены приемлемые изначально, но при постоянном сотрудничестве, а также при оптовых заказах покупатель имеет право на скидку. Оплата производится в наличном и безналичном виде, предоставление отсрочки оговаривается индивидуально. Возможна пересылка покупок транспортными компаниями, доставка до их офисов выполняется бесплатно. Заявки принимаются по телефону, Е-мэйл и через форму обратной связи на сайте, также наши операторы постараются ответить на все вопросы, относительно нашей продукции и особенностей заказа-покупки.
Устройство помпы МАЗ
1 236-1307010-А2 Насос водяной
2 252136-П2 Шайба 10 пружинная
3 250513-П29 Гайка
4 236-1307048-А Прокладка
5 216259-П29 Шпилька
6 236-1307017-В Втулка корпуса
7 201-1307026-А Водосбрасыватель валика
8 160703 Подшипник шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением
8 160703 Подшипник шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением
9 236-1307023-В Валик
10 314005-П2 Шпонка
11 236-1307111 Втулка распорная
12 236-1307081 Кольцо запорное
13 236-1307212-Б3 Шкив привода насоса
14 236-1307216-В Ступица шкива
15 310441-П29 Шпилька
16 236-1307222 Прокладка регулировочная
17 236-1307218-Б Боковина шкива
18 252134-П2 Шайба пружинная
19 250508-П29 Гайка М6
20 250636-П29 Гайка
21 312536-П29 Шайба
22 236-1307014-Г Корпус водяного насоса в сборе
23 236-1307170 Ремень привода насоса П-14х10х887
24 312484-П Шайба стопорная
25 312115-П Гайка колпачковая
26 240Н-1115134 Кольцо уплотнительное
27 236-1307045-Б Крышка корпуса насоса
28 236-1307043 Кольцо
29 252135-П2 Шайба пружинная
30 250511-П29 Гайка
31 236-1307029-А Комплект деталей для ремонта насоса
32 201-1307034-А Пружина торцового уплотнения
33 201-1307037 Обойма манжеты малая
34 240-1307036 Обойма манжеты торцового уплотнения большая
35 240-1307038 Манжета торцового уплотнения водяного насоса
36 236-1307035-А3 Кольцо упорное
37 236-1307030-Б Крыльчатка с манжетой в сборе
38 236-1307032-Б Крыльчатка
39 236-1307033 Кольцо стопорное
Помпа ЯМЗ 7511
236-1307030-Г Крыльчатка в сборе
7511.1307010-01 Насос водяной в сборе
7511.1307010-02 Насос водяной в сборе
8.8716 Уплотнения торцовое «КАСО» ААНU 19х40/44х11 QРFNQ
840.1307028 Манжета торцового уплотнения с пружиной и каркасами в сборе
840.1307040-02 Корпус торцового уплотнения
850.1307029 Комплект деталей торцового уплотнения
850.1307039-01 Втулка торцового уплотнения
850.1307042-10 Манжета с каркасом в сборе
1 7511.1307216 Шкив привода
2 8401.1307136 Кольцо стопорное
3 46 1932 9125 Подшипник 1160304К
3 46 1932 9125 Подшипник 1160304К
4 850.1307023 Валик насоса
5 840.1307026 Водосбрасыватель
6 236-1307014-Д Корпус водяного насоса в сборе
6 236-1307015-Д Корпус
7 252136-П2 Шайба 10 пружинная
8 250513-П29 Гайка
9 216235-П29 Шпилька
10 236-1307017-Г Втулка уплотнительного кольца
11 240-1005582-Б Кольцо уплотнительное
12 310423-П29 Шпилька
13 7511-1307048 Прокладка
14 250511-П29 Гайка
15 252135-П2 Шайба пружинная
16 236-1307084 Патрубок водяного насоса
17 25 3111 2302 Кольцо 112-120-46-2-1
18 7511-1307078 Заглушка крыльчатки
19 236-1307032-В1 Крыльчатка водяного насоса
20 850.1307062 Манжета
21 850.1307039 Втулка
22 850.1307031 Уплотнение торцовое в сборе
ПРИНЦИП РАБОТЫ НАСОСА ВОДЯНОГО МАЗ
Как легко догадаться из названия, данное приспособление служит для перекачки воды. Хотя, если быть точным, то чистую «аш-два-о» ему качать не приходится с того самого момента, как было обнаружено, что добавление в нее присадок существенно повышает технические возможности этой жидкости. Дело в том, что данном случае речь идет о помпе, обеспечивающей циркуляцию в системе охлаждения двигателя, и чтобы стало все предельно ясно, стоит познакомиться с ней и ее задачами более подробно.
На самом деле задача у СО одна – организация оптимального температурного режима для ДВС. Любой подобный мотор, и дизеля на МАЗах в том числе, при работе нагреваются. В первую очередь за счет самой сути работы – сгорания топливосмеси, во вторую из-за большого количества двигающихся-трущихся деталей. Практически с самого начала автомобилестроения был предложен вариант, в котором охлаждение организовывалось путем подачи на двигатель воздушного потока. Что-то схожее сегодня можно увидеть на мотоциклах и «Запорожцах», но растущие мощности не позволяли оставить подобную схему для других авто, тем более большегрузов.
В итоге был реализован вариант, при котором стенки и головка блока цилиндров выполнялись пустотелыми, и эти полости были соединены трубками с радиатором – теплообменником, использовавшем тот же встречный воздушный поток для остуживания залитой в получившуюся замкнутую систему воды. Циркуляция выполнялась самотеком, за счет разницы температур, и поначалу этого тоже было достаточно, но совсем скоро пришлось совершенствовать схему – улучшать радиаторы-охладители и добавлять в нее нагнетатель, чтобы обеспечить более быстрое прохождение охлаждающей жидкости.
Да-да, именно ОЖ, потому что потребовалось еще одно вмешательство – изменение химического состава теплоносителя для большей его эффективности в контексте поставленного задания. Впрочем, это тема для отдельной статьи, а сейчас о том, что собой представляет насос водяной МАЗ и есть ли какие-то особенности, отличающие его от прочих
УСТРОЙСТВО ПОМПЫ
Из-за ряда конструктивных отличий самих автомобилей даже в случае с одними и теми же дизель-моторами конфигурация и габариты насосов могут отличаться, при этом основные принципы работы сохраняются. МАЗы не зря славятся высокой надежностью и ремонтопригодностью, а один из факторов, гарантирующих это, простота устройства. К МАЗовским помпам это относится в первую очередь.
Представьте себе емкость (корпус, обычно выполняется из чугуна), встроенную в общий трубопровод. Внутри этого корпуса расположен вал на подшипниках. С одной стороны он выходит наружу и на нем размещен шкив, имеющий привод от коленвала мотора. С другой стороны, то есть, внутри корпуса находится крыльчатка. Соответственно, при работе движка крыльчатка будет вращаться, и центробежная сила, создаваемая ее лопастями погонит жидкость по кругу.
На самом деле все не так примитивно, и вследствие немалой интенсивности работы (постоянно при запущенном двигателе) в конструктив узла добавлено множество деталей для повышения его надежности и сохранения функционала на должном уровне. Просто минчане используют множество разных агрегатов от отечественных и импортных производителей, и расписывать каждую вариацию заняло бы слишком много времени и места. Так что если вас интересует конкретная модель, или как минимум вариант для определенной модификации авто, то стоит найти именно ее, а мы сосредоточимся на версии для ЯМЗ-236.
ДЕМОНТАЖ-РАЗБОРКА
Для данной модели помпы может считаться характерной неисправностью течь воды из уплотнения крыльчатки. Дело в том, что здесь для герметизации ставятся текстолитовые кольца, которые изнашиваются раньше других деталей-элементов. Опасна течь в первую очередь для подшипников, а выход их из строя приводит к отказу всего узла. Выявляется проблема при визуальном осмотре (наличие течи из дренажного отверстия в корпусе). Устраняется такой дефект просто – кольцо-уплотнитель переворачивается на другую сторону или заменяется на новое. В любом случае, а также для ремонта-замены других внутренних деталей все равно потребуется снять и разобрать насос. И делать это нужно правильно, в установленном порядке, дабы не допустить повреждения других элементов и выполнить саму работу качественно. Для этого:
1. - ослабляем крепеж натяжного устройства и освобождаем приводной ремень;
2. - сливаем из системы рабочую жидкость;
3. - убираем подводящий патрубок и ослабляем крепление отводящего;
4. - отворачиваем фиксаторы и аккуратно снимаем помпу;
5. - постукивая легонько, выводим корпус с отводящего патрубка;
6. - фиксируем крыльчатку (можно за шкив) и выворачиваем заглушку из резьбы;
7. - специальным съемником спрессовываем крыльчатку с вала;
8. - отгибаем стопорные усы и извлекаем уплотнение в сборе (манжета, пружина, каркас);
9. - опять же съемником спрессовываем шкив;
10. - вынимаем стопор-кольцо из корпуса и достаем вал вместе с подшипниками и водосбрасываетелями.
Естественно, если речь идет о замене только уплотнителя, то без двух последних пунктов можно обойтись, приступив непосредственно к устранению неполадки. Ели нет, а тем более если поврежден латунный корпус торцевого уплотнения, то понадобится снять и его.
Обслуживание
Собственно, контролем над сохранностью целостности сальника при техобслуживании именно водяного насоса МАЗ, а также стандартной для любых узлов проверкой резьбовых соединений можно было бы ограничиться. Но есть еще одна обязательная процедура, которую нужно соблюдать в отношении помп и их приводов – проверка натяжения ремня на шкивах. Степень натяжения устанавливается для каждой модификации, а восстановить нормальные показатели очень легко при помощи регулировочного винта.
Само собой, необходимо соблюдать предписания, касающиеся обслуживания всей системы, тем более что некоторые из них касаются помпы напрямую:
- а. Используйте в качестве основы только чистую, желательно «мягкую» воду и исключительно рекомендованные автопроизводителем присадки
- б. По мере необходимости меняйте ОЖ и промывайте систему, особое внимание уделяя удалению накипи
- в. Поврежденные детали незамедлительно ремонтировать или менять на соответствующие техническим требованиям
Если первые два пункта целиком на совести владельца-водителя, то с последним наша компания ООО «Лидер» с удовольствием вам поможет. В нашем интернет-магазине вы можете найти, выбрать и купить как водяные помпы в сборе МАЗ, так и комплектующие к ним. Все товары, представленные в каталоге, соответствуют стандартам и сертифицированы согласно нормам РФ, на каждое изделие (кроме расходных) предоставляется официальная гарантия.
Цены приемлемые изначально, но при постоянном сотрудничестве, а также при оптовых заказах покупатель имеет право на скидку. Оплата производится в наличном и безналичном виде, предоставление отсрочки оговаривается индивидуально. Возможна пересылка покупок транспортными компаниями, доставка до их офисов выполняется бесплатно. Заявки принимаются по телефону, Е-мэйл и через форму обратной связи на сайте, также наши операторы постараются ответить на все вопросы, относительно нашей продукции и особенностей заказа-покупки.
Устройство помпы МАЗ
1 236-1307010-А2 Насос водяной
2 252136-П2 Шайба 10 пружинная
3 250513-П29 Гайка
4 236-1307048-А Прокладка
5 216259-П29 Шпилька
6 236-1307017-В Втулка корпуса
7 201-1307026-А Водосбрасыватель валика
8 160703 Подшипник шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением
8 160703 Подшипник шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением
9 236-1307023-В Валик
10 314005-П2 Шпонка
11 236-1307111 Втулка распорная
12 236-1307081 Кольцо запорное
13 236-1307212-Б3 Шкив привода насоса
14 236-1307216-В Ступица шкива
15 310441-П29 Шпилька
16 236-1307222 Прокладка регулировочная
17 236-1307218-Б Боковина шкива
18 252134-П2 Шайба пружинная
19 250508-П29 Гайка М6
20 250636-П29 Гайка
21 312536-П29 Шайба
22 236-1307014-Г Корпус водяного насоса в сборе
23 236-1307170 Ремень привода насоса П-14х10х887
24 312484-П Шайба стопорная
25 312115-П Гайка колпачковая
26 240Н-1115134 Кольцо уплотнительное
27 236-1307045-Б Крышка корпуса насоса
28 236-1307043 Кольцо
29 252135-П2 Шайба пружинная
30 250511-П29 Гайка
31 236-1307029-А Комплект деталей для ремонта насоса
32 201-1307034-А Пружина торцового уплотнения
33 201-1307037 Обойма манжеты малая
34 240-1307036 Обойма манжеты торцового уплотнения большая
35 240-1307038 Манжета торцового уплотнения водяного насоса
36 236-1307035-А3 Кольцо упорное
37 236-1307030-Б Крыльчатка с манжетой в сборе
38 236-1307032-Б Крыльчатка
39 236-1307033 Кольцо стопорное
Помпа ЯМЗ 7511
236-1307030-Г Крыльчатка в сборе
7511.1307010-01 Насос водяной в сборе
7511.1307010-02 Насос водяной в сборе
8.8716 Уплотнения торцовое «КАСО» ААНU 19х40/44х11 QРFNQ
840.1307028 Манжета торцового уплотнения с пружиной и каркасами в сборе
840.1307040-02 Корпус торцового уплотнения
850.1307029 Комплект деталей торцового уплотнения
850.1307039-01 Втулка торцового уплотнения
850.1307042-10 Манжета с каркасом в сборе
1 7511.1307216 Шкив привода
2 8401.1307136 Кольцо стопорное
3 46 1932 9125 Подшипник 1160304К
3 46 1932 9125 Подшипник 1160304К
4 850.1307023 Валик насоса
5 840.1307026 Водосбрасыватель
6 236-1307014-Д Корпус водяного насоса в сборе
6 236-1307015-Д Корпус
7 252136-П2 Шайба 10 пружинная
8 250513-П29 Гайка
9 216235-П29 Шпилька
10 236-1307017-Г Втулка уплотнительного кольца
11 240-1005582-Б Кольцо уплотнительное
12 310423-П29 Шпилька
13 7511-1307048 Прокладка
14 250511-П29 Гайка
15 252135-П2 Шайба пружинная
16 236-1307084 Патрубок водяного насоса
17 25 3111 2302 Кольцо 112-120-46-2-1
18 7511-1307078 Заглушка крыльчатки
19 236-1307032-В1 Крыльчатка водяного насоса
20 850.1307062 Манжета
21 850.1307039 Втулка
22 850.1307031 Уплотнение торцовое в сборе